Курсовая работа: Менеджмент в социально-культурной сфере. Специальность «Социально-культурная деятельность» (академический бакалавр) Чем занимается менеджмент социально культурной деятельности

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

БОУ СПО (ССУЗ) «КАРЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Методическая разработка

по предмету:

«Экономика и менеджмент социально-культурной сферы»

Выполнила: Драпеко Татьяна Валерьевна, преподаватель ГОУ СПО (ССУЗ) «Карельский колледж культуры и искусств»

Петрозаводск


Пояснительная записка. 2

Экономика, основные понятия. 2

Планирование. 2

Финансовый менеджмент сферы культуры.. 2

Менеджмент социально-культурной деятельности. 2

Маркетинг социально-культурной сферы. 2

Бизнес-планирование. 2

Принципы расчета заработной платы.. 2

Социально-творческий заказ. 2

Фандрайзинг и проектирование. 2

Ценовая политика. 2

Источники, используемые в подготовке методической разработки. 2


Пояснительная записка.

В современных условиях функционирования культурно-досуговых учреждений одним из основных направлений деятельности является привлечений дополнительных ресурсов посредством осуществления платных услуг. Это целенаправленный процесс, вытекающий из потребности общества, обеспечивающий рентабельность учреждений культуры и творческий коллективов.

Одной из основных задач учреждений сферы культуры является выполнение Федеральной целевой программы «Развитие сферы культуры Российской Федерации», сохранение культурного наследия, научно-проектное и инфраструктурное обеспечение деятельности по сохранению объектов культурного наследия, широкое использование целевых культур, программ, созданных на определенную аудиторию, с целью повышения уровня культуры населения, учитывая творческие, экономические и организационные возможности персонала учреждений культуры.

Отношения учреждений культуры и населения в настоящее время выстраиваются в основном в коммерческой форме. Самофинансирование, расширение объемов платных услуг, создают значительные возможности для изменения отношения населения к учреждениям культуры. В связи, с чем предпринимательская деятельность учреждений культуры обеспечивает привлечение дополнительных финансовых средств в отрасль.

В современных условиях хозяйствования коммерциализация становиться неотъемлемой частью деятельности учреждений социально-культурной сферы. Так же в практике применения экономических механизмов в сферы культуры, расширяются возможности и приоритеты.

Важной задачей для формирования профессионалов данной сферы является изучение важных вопросов организации и управления сферы.

В связи с этим возникла необходимость создания сборника лекций и опорных конспектов по предмету «Экономика и менеджмент социально-культурной сферы».

Экономика, основные понятия.

Определения:

1. Ойкос и номос – экономика – законное ведение хозяйства.

2. Экономика – производство материальных и нематериальных благ.

3. Экономика – правильное и грамотное разделение труда

4. Экономика – осуществление производственного процесса в условиях ограниченности ресурсов.

Ресурсы экономики:

· Труд – совокупность физических и интеллектуальных способностей, вся рабочая сила создающая продукт;

· Капитал – вся материально-техническая база предприятия, т.е. имущество применяемое для производства продукта;

· Природные ресурсы - все естественные блага природы, используемые в производственном процессе;

· Предпринимательская способность;

Части экономики

· Макроэкономика – часть экономики, изучающая экономику в мировом понимании; показатели макроэкономики – ВНП, ВВП, экономический рост, занятость и безработица, инфляция и т.д.;

· Микроэкономика – внутреннее строение отрасли и конкретно организации и включает, следующие ресурсы: Кадровый; Финансовый; Материально-технический; Технологический; Инструментальный; Административный; Информационный; Временной;


Планирование

Клубное учреждение – УК - (Б, К, А) самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы ее развития, исходя из целей, предусмотренных его Уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов.

Планирование по классификации.

  • По уровню государственного регулирования (Ф, Р, М, Л);
  • Планы внутри организации(О, СП, Сотр)
  • По срокам(крат., сред.долг-страгег)
  • По содержанию деятельности(Э, Креативное, Соц)
  • По административному назначению (Директивное, Рекомендательное, Прогнозное)

Принципы планирования

  • Системный
  • Пропорциональный
  • Перспективный

Этапы планирования

  • Административно-командная система (до 1986 г. админитративно-командная)
  • Перестроечный период (1986 – 1991- система норм и нормативов)
  • Пост перестроечный период (1991 г. до наших дней – программно-целевое планирование)

Другие виды (по важности)

  • Календарный план
  • Годовой план
  • Тематический план
  • Стратегический план
  • Поурочный план

Финансовый менеджмент сферы культуры.

Финансирование-выделение денежных средств из определенных источников на конкретные цели: развитие отрасли, строительство объектов, содержание бюджетных учреждений, проведение социально-культурных мероприятий.

Две составные части - Формирование и использование финансовых средств.

Каналы и источники.

· Прямое;

· От предпринимательской деятельности;

· По Федеральной целевой программе «Развитие сферы культуры до 2020 г. » - целевое;

Примерная смета

Источники финансирования:

  • Ассигнования Учредителя;
  • Сборы от продажи билетов и доходы от реализации сопутствующих услуг;
  • Поступление по договорам (СТЗ);
  • Добровольные пожертвования;
  • Кредитные отношения;
  • Доходы от предпринимаемой деятельности;

Финансирование обеспечивает:

  • Оплата труда;
  • Содержание зданий;
  • Содержание библиотечных фондов;
  • Материальное обеспечение творческой деятельности;
  • Оснащение УК современными тех.средствами;
  • Капитальный ремонт;
  • Реставрация памятников

Менеджмент социально-культурной деятельности

Менеджмент - это управление, организация и создание (творческой) продукции.

Менеджмент – это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организация деятельности, реализация продукции.

Менеджмент – умение добиться поставленной цели, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Создание системы управления кадрами, контроль над всеми изменениями, происходящими внутри учреждения культуры. Четкие обязанности, планирование финансовой деятельности.

Управление – самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленный на организационный аспект.

Менеджер – это исполнительный руководитель, обеспечивающий исполнение всего рабочего процесса в своей организации, создающий рентабельное предприятие на основе кадрового и материального ресурсов.

Основатель менеджмента американский металлург Фредерик Тейлор (1856-1915), ввел систему подготовки и переподготовки кадров, нормирование рабочего времени, принцип вознаграждения за достигнутые результаты.

Анри Файоль – единомышленник и продолжатель идей грамотного управления Фредерика Тейлора; создал функциональный подход в менеджменте, на основе, которого в социально-культурной сфере сформировалась специфическая система функций (т.к. работа ведется людьми и для людей функция координация разделилась на координацию и мотивацию).

11 ограничений менеджера:

· неумение управлять собой;

· размытые личные ценности;

· смутные личные цели;

· остановленное саморазвитие;

· недостаточность навыка решать проблемы;

· недостаток творческого подхода;

· неумение влиять на людей;

· недостаточное понимание особенностей управленческого дела;

· слабые навыки руководства;

· неумение обучать;

· низкая способность формировать коллектив.


Похожая информация.


Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов - организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.

Под социально-культурной сферой будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.

Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами.

Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.

Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще - в сфере культуры действуют самые различные организации.

Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство - нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность - все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря - быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы.

Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот - в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе - применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.

Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т.д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т.п., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., - тем выше их социальная значимость).

Фактически в социально-культурной сфере действуют, как минимум, два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, готовые платить деньги за определенные виды работ с этими группами.

Менеджмент в социально-культурной сфере может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития социально-культурной жизни - не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание характера менеджмента в социально-культурной сфере.

Университет культуры и искусств

Факультет социально-культурных технологий

ВНИМАНИЕ АБИТУРИЕНТЫ!

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

приглашает вас получить одну из самых востребованных специальностей

«СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Квалификация (степень): Бакалавр. Магистр

План набора на бюджетное отделение:

на бакалавриат:45 - на дневное, 45 - на заочное;

в магистратуру: 5 - на дневное отделение.

Современный специалист - менеджер социально-культурной деятельности – это прежде всего человек творческий, яркий, способный стать организатором досугового общения, инициатором и исполнителем социокультурных проектов, анимационных и развлекательных программ.

Менеджер социально-культурной деятельности

занимается разработкой и постановкой культурно-досуговых программ на основе собственного оригинального сценарно-режиссерского решения;

· организует досуг разных групп населения;

· осуществляет менеджмент и маркетинг в сфере индустрии досуга, рекреации и культуры, рекламы и связей с общественностью;

· продюсирует культурно-досуговые программы, проводит фестивали, конкурсы, смотры, праздники и другие мероприятия;

· разрабатывает новые методики и технологии стимулирования социально-культурной активности населения, участвует в реализации региональной и молодежной культурной политики и др.

Выпускники кафедры социально-культурной деятельности работают в культурно-досуговых и молодежных центрах; санаторно-курортных учреждениях; туристских фирмах; парках культуры и отдыха; культурно-спортивных комплексах; социально-реабилитационных центрах; средствах массовой информации; издательствах; музеях; рекламных и event-агентствах, учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования.

Срок обучения: Бакалавриат - 4 года по очной; 5 лет – по заочной форме обучения; магистратура – 2 года по очной и 2,5 года по заочной форме обучения. Прием на базе высшего или среднего профессионального образования осуществляется на образовательные программы с сокращенным сроком обучения - не менее 3,5 лет.

Профиль: Менеджмент социально-культурной деятельности

Квалификация : Академический бакалавр

Виды профессиональной деятельности бакалавра социально-культурной деятельности:

  • творческая;
  • организационно-управленческая;
  • научно-методическая;
  • проектная;
  • педагогическая.

Что умеет бакалавр социально-культурной деятельности?

  • занимается разработкой и постановкой культурно-досуговых программ на основе собственного оригинального сценарно-режиссерского решения;
  • организует досуг разных групп населения;
  • осуществляет социально-культурную поддержку людей с особенностями физического развития, способствует социальной адаптации лиц с нарушениями социализации и отклоняющимся поведением, помогает в семейном воспитании детей;
  • осуществляет менеджмент и маркетинг в сфере индустрии досуга, рекреации и культуры;
  • продюсирует культурно-досуговые программы, проводит фестивали, конкурсы, смотры, праздники и другие мероприятия;
  • разрабатывает новые методики и технологии стимулирования социально-культурной активности населения, участвует в реализации региональной культурной политики;
  • проводит научные исследования социально-культурной деятельности и экспертизы проектов социально-культурной направленности;
  • преподает теоретические и практические дисциплины в области социально-культурной деятельности в образовательных учреждениях.

Где работает бакалавр социально-культурной деятельности?

  • учреждения туризма и отдыха;
  • дома культуры;
  • дома отдыха;
  • клубы, досуговые и культурные центры различных форм;
  • парки культуры и отдыха;
  • культурно-спортивные комплексы;
  • социальные и социально-реабилитационные центры;
  • средства массовой информации;
  • издательства;
  • музеи;
  • учреждения общего, дополнительного и профессионального образования.

Кто учит бакалавров социально-культурной деятельности?
Подготовкой бакалавров социально-культурной деятельности занимается кафедра социально-культурной деятельности.

Среди преподавателей кафедры:

  • Н.В. Погорелова (кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-культурной деятельности, Почетный работник сферы молодежной политики);
  • В.С. Русанова (кандидат педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ; Лауреат премии Губернатора Челябинской области);
  • Т.П. Степанова (кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ);
  • С.Г. Рубцов (кандидат педагогических наук, доцент, декан Института заочного обучения);
  • В.М. Рябков (кандидат педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии информатизации, Заслуженный работник высшей школы РФ);
  • Б.С. Сафаралиев (доктор педагогических наук, профессор);
  • С. В. Богдан (кандидат педагогических наук, доцент);
  • и другие

Какие предметы изучает бакалавр социально-культурной деятельности?

  • теорию и историю социально-культурной деятельности;
  • педагогику досуга;
  • историю искусств;
  • основы культурной политики;
  • менеджмент социально-культурной деятельности;
  • режиссуру;
  • маркетинг;
  • экономику индустрии досуга;
  • продюсерское мастерство;
  • технологии социально-культурной анимации и рекреации
  • и многое другое.

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

Факультет социально-культурных технологий

Кафедра социально-культурной деятельности

Работа по дисциплине: «Методическое обеспечение СКД»

Выполнила:

студентка IV курса

группы № 30402

Скориченко Екатерина

Преподаватель:

Бузене Людмила Владимировна

Санкт-Петербург

Менеджер в социально-культурной сфере – это в первую очередь, специалист и профессионал своего дела.

Социально-культурная деятельность, как и многие другие сферы имеет свои особенности. Менеджер СКД – это управленец, может быть какой-то организации, а может целого коллектива, который воспроизводит культурную и социальную среду. Он должен грамотно самовыражаться, у него должны быть способности к публичной деятельности, креативность мышления. По своему опыту работы, могу сказать, что менеджер СКД не может без знаний в юридической, экономической сферы, поэтому можно смело говорить о том, что работа у менеджера СКД разнообразна и многофункциональна. Работа достаточно специфична и интересна. Требует постоянной мотивации, не может полноценно функционировать при жестком контроле, иногда требуется свобода мыслей и полет фантазии, но не стоит забывать и про запросы потребителей, они должны быть соблюдены в любом случае.

Менеджер СКД не должен забывать об осуществлении процесса управления через планирование, координацию, контроль, мотивацию; развитию организационного ресурса руководителя; совершенствованию стиля и методов управления в системе менеджмента социально-культурной сферы. Я работаю, менеджером проектов и координатором добровольцев в БОО СПб «Апельсин». Все эти задачи использую в своей работе. При написании различных проектов, мне важен навык планирования и контроля. Координируя добровольцев, я постоянно должна придумывать различные способы мотивации, мне приходится руководить целой группой людей и нести за них ответственность. Мы работаем с детскими домами и интернатами для детей и молодых людей с ограниченными возможностями и, знания в юридической сфере мне просто необходимы, часто встают задачи по защите прав и интересов наших ребят. Проводя различные мероприятия, не обойтись без экономических подсчетов.

В нашей работе важна культуроохранная функция, в т.ч. по изучению, сохранению и использованию культурного наследия для социальных потребностей и интересов разных групп населения, именно наши ребята нуждаются в этом, поэтому эту функцию мы активно используем.

Так же, мы стараемся творчески развивать наших ребят, но порой сталкиваемся с тем, что развивать необходимо и взрослых, здесь вступает в свои права культуротворческая функция, без которой менеджер СКД, не может полноценно работать.

По своему опыту могу сказать о том, что менеджер СКД должен заниматься созданием благоприятной культурной среды, стимулированию инновационных идей в социальной и культурной жизни города, региона, страны, государства. Мы должны проводить информационную, просветительскую и даже воспитательную работу. Это тоже является нашей особенностью.

Выпускники образовательных учреждений в области социально-культурной деятельности могут сегодня быть успешными только при условии обладания высокой общей и профессиональной компетентностью, способностью к самостоятельному повышению профессиональных знаний и умений, получению в процессе обучения необходимых навыков. Менеджер СКД-это образованный, креативный, увлеченный человек, который должен любить свою работу и быть полностью вовлеченным в процесс развития культуры. Особенность нашей деятельности состоит в том, чтобы быть специалистами в различных областях нашей жизни: экономической, социальной, юридической, политической, культурной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: