Николай петрович чикер контр-адмирал-инженер. Самый большой морской буксир в мире «FOTIY KRYLOV Фотий крылов буксир идет на матуа


Как безопасно отбуксировать в гавань нефтеналивной танкер или сухогруз водоизмещением 100 тысяч тонн и более, если он не может двигаться по техническим причинам?
При столкновении такое грузовое судно может нанести очень большой ущерб. Даже не каждому буксиру это по плечу.

Поэтому для этого нужен один из самых мощных морских буксиров в мире «Фотий Крылов». Его цель спасение кораблей и судов, у которых возникли серьезные неполадки в судовой установке или буксировка крупнотоннажных судов, находящихся далеко в море, так как высота волн не позволяет его собратьям - портовым буксирам сделать это.

Самое большое в мире буксирное судно, занесенное в Книгу рекордов Гиннеса, «Фотий Крылов» относится к специальным океанским судам, и было построено на верфи «Rauma», Финляндия в 1989 году. по заказу Военно-морского флота СССР в 1989 году. Свое название получил в честь знаменитого контр-адмирала Фотия Ивановича Крылова.
Тактико-технические характеристики тип «Фотий Крылов»
Водоизмещение: т 7000
Длина, м: 99
Ширина, м: 19,5
Скорость, узлов: 19,5
Экипаж, чел.: 50
Вертолеты: 1

После нескольких незаконных перепродаж, буксир исчез из поля зрения российских властей. Долгое время под греческим флагом участвовал в спасательных операциях в водах Атлантического океана. Лишь в 2003 году после долгих поисков и громких судебных разбирательств самый мощный буксир мира вновь стал на охрану морского пространства в составе Тихоокеанского флота.
Одни корабли и суда обладают невероятной мощностью, другие - удивительной точностью. У морского буксира «Фотий Крылов» есть и то и другое. Он использует свою мощность и феноменальную маневренность. Винто-рулевые колонки специального судна демонстрируют удивительные возможности. Морские буксиры закрепляются к буксируемому судну при помощи каната. Он толще руки и сделан из материала под названием стиллайдер.
Морской буксир «Фотий Крылов» создает огромное тяговое усилие. Движение обеспечивают не только дизельные двигатели. Каждый трехметровый винт помещен в разомкнутый цилиндр, что осуществляет направленность действия и создает количество производимой тяги. Это означает, что на морской буксир воздействует и тяговое и вращающее усилие.
Именно сила тяги буквально «вгрызается» в воду, поэтому его мощность столь велика. Мощность определяется швартовыми испытаниями. Буксир «Фотий Крылов» показал 250 тонн. Это рекорд среди буксиров.
Все тяговое усилие отображается на мониторах ходового мостика. Управляется двумя простыми джойстиками. Масса буксируемого судна имеет огромную инерционную силу, поэтому морским буксирам необходимо достаточно мощности, чтобы ее контролировать.

За свою верную морскую службу морской буксир «Фотий Крылов» принадлежал нескольким компаниям и носил различные имена «TSAVLIRIS GIANT» с 1992 по 1995 годы, когда принадлежал греческой компании «Tsavliris Salvage International»; с 2003 принадлежит акционерному обществу «Sovfracht» и находится во Владивостоке, но к сожалению, с 2005 года неподвижный, так как проходит техническое обслуживание.

В качестве спасательного судна буксир «Фотий Крылов» принимал участие в известных всему миру спасательных операциях, одним из них было спасение аварийного балкера у побережья ЮАР, предотвратив этим экологическую катастрофу.
Хотя назвать это судно просто буксиром, пусть и самым мощным в мире, язык не поворачивается. Это целый спасательный комплекс. Установленное на нём водолазное оборудование позволяет производить сложные глубоководные работы. Он оснащён барокамерой, гидрокостюмами, подводными телекамерами, средствами для размывки грунта, подводной сварки и резки, металлоискателями.

Помимо всего судно способно подавать на терпящие бедствие корабли пламегасящую жидкость, с помощью собственных установок тушить пожары.
Вертолетная площадка поддерживает всепогодную 24-часовую операцию вертолета с дозаправкой. Полностью оборудованная операционная и три больничных палаты

Самые большие морские буксиры «Фотий Крылов» и «Николай Чикер» таскают и толкают большие корабли. Нефтяным танкерам, сухогрузам или контейнеровозам в море достаточно места, но зайти в гавань самостоятельно они не могут. Да в этом и нет необходимости, иначе морские буксиры останутся без работы.

В настоящее время легендарный буксир «Фотий Крылов» находится в доке номер три «Дальзавода». Там проводятся ремонтные работы и сервисное обслуживание буксира. Осуществлена покраска подводной и наружной части корпуса, проведена замена якорных цепей, ведутся исследования состояния рулевого аппарата.

"Совершенно очевидно, что большому спасательному российскому буксиру "Николай Чикер" нравится находиться у побережья Флориды, особенно теперь, когда кризис на Восточной Украине вошел в самую напряженную фазу", - пишет автор статьи.

"Этот корабль ВМФ России совершает интересные маневры. В середине февраля "Чикер" вышел из Гибралтара и достаточно быстро достиг Карибских островов. На его борту находится 50 человек, команда специалистов по подводным работам, современная аппаратура, платформа для вертолета, вместительный трюм, в котором хранятся запасы, обеспечивающие длительное автономное плавание корабля. "Чикер" - мощный зверь, буксир, чья высота позволяет ему действовать и в арктических водах. Корабль участвовал во многих сложных операциях, в том числе и в работах по подъему подводной лодки "Курск". Действительно, субмарины являются привычными товарищами по плаванию: буксир оказывает им поддержку, сопровождает их как тень. По мнению многих экспертов, буксир оказывает поддержку, по меньшей мере, двум подводным лодкам, которые Москва направила к берегам США. Буксир также работает и с другими кораблями-шпионами. Именно такого рода деятельность осуществлялась в последние недели", - сообщает корреспондент.

"После пребывания у Карибских островов буксир прибыл в квадрат в районе Кингс-Бей, базы американских атомных подводных лодок 7-го флота США. Говорят, что "Чикер" был там не один: неподалеку курсировал "Виктор Леонов", разведывательный корабль. Появление российских кораблей совпало по времени с первой фазой кризиса в Крыму. После этого буксир побывал в районе мыса Канаверал, затем совершил еще один заход на Карибы, и во вторую неделю апреля вновь оказался у берегов Флориды. 15 апреля корабль вновь вышел в район космодрома. По времени данный эпизод совпал с обострением ситуации на Украине, переброской колонн военной техники и угрозами", - отмечает автор.

"Вчера утром "Чикер" остановился к югу от полигона NASA, как будто заняв наблюдательную позицию. Теорий по поводу "Николая Чикера" у пляжей Флориды много. Начиная с самой очевидной: выполнение разведывательных задач. Другие эксперты полагают, что речь идет о встрече с российской ядерной подводной лодкой. Или даже о встрече с разведывательным кораблем "Виктор Леонов", который уже длительное время находится в данном регионе. Странные передвижения в районе Карибского моря наводят на мысль о каких-то подводных работах. Наконец, речь может идти о наблюдении за космическим центром на мысе Канаверал, быть может, о сборе секретной информации", - подытоживает издание.

«Фотий Крылов» (СБ 135) - океанский спасательный буксир в составе Тихоокеанского флота ВМФ России. Назван в честь контр-адмирала Фотия Ивановича Крылова, начальника ЭПРОНа и Аварийно-спасательного управления ВМФ СССР в 1932-1943 годах. Изготовлен на финляндской верфи Холлминг Лтд вместе с пароходом-близнецом «Николай Чикер» по заказу ВМФ СССР, спущен на воду в 1989 году. По развиваемой тяговой мощности (291 тонна) занесён в Книгу рекордов Гиннесса, как самый большой и мощный буксир на Земле.


Способен транспортировать суда водоизмещением до 250 тысяч тонн при 8-балльном волнении моря со скоростью 4 узла, что позволяет ему обслуживать суда всех типов в широком погодном диапазоне.

«Фотий Крылов» (проектное название СБ 135) был изготовлен на верфи Холлминг Лтд (ныне компания STX Europe) в финском городе Раума в 1989 году по заказу ВМФ СССР. Вместе с однотипным буксиром «Николай Чикер» (СБ 131) образует тип кораблей «Фотий Крылов». Постройка двух судов обошлась Советскому Союзу в 50 миллионов долларов. В 1993 году «Фотий Крылов» вместе с буксиром СБ 408 были сданы в аренду компании Интертаг ЛТД за 1 доллар и впоследствии несколько раз незаконно перепроданы. Последним обладателем судна стала греческая компания «Цавлирис» (Tsavliris), которая использовала его для выполнения спасательных работ в Атлантическом океане, при ней судно имело название «Tsavliris Giant» и ходило под флагом Азорских островов. После безуспешных попыток разыскать «Фотия Крылова» командование ВМФ обратилось в компанию Совфрахт, которая нашла судно. Потребовалось несколько судебных процессов, после которых судно было возвращено России и передано компании Совфрахт-Владивосток в 2003 году. На оформление документов и техническое обслуживание ушло несколько лет. В 2008 году «Фотий Крылов» вновь заступил на дежурство в составе Тихоокеанского флота России. С января по март 2009 года буксир в составе отряда кораблей во главе с большим противолодочным кораблём «Адмирал Виноградов» участвовал в патрулировании Аденского залива для защиты кораблей от пиратов. В июне 2010 года вместе с гвардейским ракетным крейсером «Варяг», флагманом Тихоокеанского флота, и танкером «Борис Бутома» совершил дружественный визит в американский порт Сан-Франциско.
Корабль оснащён целым комплексом, предназначенным для выполнения спасательных работ. На носовой части судна расположена вертолётная площадка, способная принимать вертолёты с пострадавшими 24 часа в сутки и производить их дозаправку. Для выполнения подводных работ на судне имеются барокамера, водолазное снаряжение, подводные камеры, устройства для размывки грунта, сварки и резки металла под водой, металлоискатели. «Фотий Крылов» оборудован устройствами для тушения пожара на других судах с помощью пламегасящей жидкости. Медицинская служба представлена операционной и тремя больничными палатами. Мостик судна оборудован тремя пультами управления, что позволяет управлять им при необходимости с правого и левого бортов или с кормы.



Спасательный буксир "Фотий Крылов" и БПК "Адмирал Виноградов"
Время съемки: 15 февраля 2012



Буксир - спасатель "Фотий Крылов"
Время съёмки: 13 июня 2011

В истории Аварийно-спасательной службы северной экспедиции ЭПРОН (ЭПРОН — АСС) было три человека, которые внесли наибольший вклад в её становление и развитие. Это контр-адмиралы Фотий Иванович Крылов, Александр Алексеевич Фролов и Николай Петрович Чикер. В моём рассказе речь пойдёт о нашем земляке — сиверчанине Николае Чикере.

Николай Петрович Чикер основную часть своей сознательной жизни посвятил ЭПРОН — АСС. После окончания в 1936 году Ленинградского кораблестроительного института он был направлен для прохождения службы в Каспийскую экспедицию ЭПРОН, где проявил себя незаурядным корабельным офицером и хорошим организатором. В 1938 году служил в Балтийской экспедиции ЭПРОН.
В 1939 г. Николай Петрович, по ходатайству академика А.И. Крылова, который видел в нём незаурядного специалиста-инженера, поступил учиться в Военно-морскую академию, которую и закончил в 1942 г.

В 1942 г. бригадой авторов, которую возглавлял Николай Петрович, была создана «Справочная книга по аварийно-спасательному, судоподъёмному и водолазному делу». В 1960-е годы под руководством Н.П. Чикера был написан второй справочник «Специалист АСС ВМФ». В обоих случаях Николай Петрович был организатором и мозгом творческого коллектива. В период 1948-1956 гг. Н.П. Чикер был заместителем начальника НИИ АСС и сделал многое для его становления и развития. В это же время, в 1949-1950 гг., он возглавил работы по подъёму лайнеров на Балтике у побережья Германии. Эти работы по постановке крупнотоннажных судов на ровный киль и их подъёму выполнялись по проектам, разработанным на основании идей Н.П. Чикер.
За разработку и коренное усовершенствование методов подъёма крупнотоннажных судов группа специалистов во главе с руководителем Н.П. Чикером была удостоена Сталинской премии за 1950 г.
Большой период деятельности Николая Петровича связан с Черноморским флотом. Сразу после освобождения Крыма, а затем и остального Черноморского побережья, возникла задача подъёма большого количества затопленных кораблей и судов, а, следовательно, разработки проектов судоподъема. Для этих целей под Москвой в г. Зеленодольск под руководством Н.П. Чикера было создано проектное бюро.

29 октября 1955 г. — в Севастопольской бухте в результате подводного взрыва опрокинулся и затонул линейный корабль «Новороссийск». В январе 1956 г. Н.П. Чикера назначили командиром экспедиции особого назначения ЭОН-35 по подъёму линкора. Генеральный план подъёма корабля был разработан Н.П. Чикером. Он был руководителем всех работ на линкоре, включая его перевод из Севастопольской бухты в бухту Казачья.

В августе 1957 г. на Чёрном море на глубине 83 метров затонула подводная лодка М-351 проекта А-615. Работы по спасению подводной лодки выполняло спасательное судно «Бештау». На него прибыли командующий Черноморским флотом В.А. Касатонов и сопровождающие его адмиралы и офицеры. Но настолько был велик авторитет Чикера, что главнокомандующий ВМФ приказал найти Николая Петровича (он ехал в поезде Ленинград — Мурманск) и самолётом доставить на место аварии. Через 15 часов после аварии подводной лодки Н.П. Чикер прибыл на СС «Бештау», вступил в непосредственное руководство спасательными работами. За 84 часа М-351 была поднята с полным составом экипажа.


В мае 1959 г. ему было присвоено звание контр-адмирал. Н.П. Чикер продолжал свою работу на самых трудных участках спасательных работ. В 1962 г. под его руководством подняты две аварийные подводные лодки на Северном флоте. В успехе уникальных работ по подъёму в 1969 г. в Баренцевом море с глубины 200 метров подводной лодки С-80 с использованием СПС «Карпаты» есть большая доля сил, знаний и опыта Н.П. Чикера.
В 1963 году, после неоправданного объединения ВФ и АСС ВМФ Н.П. Чикер был назначен заместителем начальника этой организации и прослужил до увольнения в запас по возрасту в январе 1972 года. Весь этот период был насыщен энергичной работой на флотах, заботами о проектировании и строительстве новых типов спасательных судов, подводных аппаратов, спасательной и водолазной техники. Плоды этой работы видны и сейчас.
Жизнь этого обаятельного человека, строгого к себе, внимательного и отзывчивого к людям, высококультурного и грамотного морского офицера, большого труженика и безупречного семьянина, была непростой.
Николай Петрович Чикер родился 9 августа 1910 года в семье фельдшера, в посёлке Сиверская близ Петербурга. Окончив школу, рабфак, он сочетал работу на заводах с учёбой в институте, который сумел окончить с оценкой «отлично». Затем длительные годы жизни, полной тяжёлых физических и моральных нагрузок, на авариях, других работах в морях, служба в ЭПРОН — АСС.
Были и личные невзгоды — Николай Петрович и верная подруга всей его жизни Надежда Андреевна потеряли единственного сына Юрия в 35-летнем возрасте.
Не обошли Н.П. Чикера и невзгоды сороковых годов. Родная сестра Николая Петровича в 1941 году вместе с «другом» — народным артистом СССР Печковским — ушла к немцам и, будучи его аккомпаниатором, выступала в городах Германии и на оккупированной фашистами территории СССР. Николай Петрович (в этом ещё раз проявилась его безукоризненная порядочность) не отрёкся, а усыновил тогда сына сестры, своего племянника. Что это значило в то время, известно: недоверие, задержки в назначении на высшие должности, многое другое. Но ничто не сломило Николая Петровича Чикера. Он всегда оставался в центре событий, был энергичен и открыт, вёл активную научную и общественную работу.
Н.П. Чикер был другом и заместителем знаменитого Жак-Ива Кусто по международной федерации подводной деятельности, членом ЦК ДОСААФ двух созывов, членом редколлегии издательства «Судостроение». Автор книги «Служба особого назначения», ряда трудов и статей по аварийно-спасательному делу. С 1974 г. — бессменный председатель президиума Совета ветеранов АСС ВМФ.
В его последний, 75-летний юбилей в августе 1985 г., сотни коллег и учеников Николая Петровича участвовали в его чествовании в зале ЦКБ «Малахит», затем в 40-м НИИ. А на следующий день было обильное застолье в родной Сиверской. За столом сидел юбиляр — красивый, с гордо посаженой головой человек, немного смущённый, но с ясным, полным ума взглядом. Его окружали друзья — учёные, адмиралы, главные конструкторы, кораблестроители, родные.
Николай Петрович Чикер скоропостижно скончался 9 октября 1989 г. в возрасте 79 лет там, где и родился — в посёлке Сиверская под Ленинградом.
По морям и океанам ходит мощное спасательное судно «Николай Чикер» как память о выдающемся организаторе аварийно-спасательного дела нашей Родины — России, человеке, достойном поклонения.

Несколько лет назад Северодвинск покинул авианосец индийских военно-морских сил «Vikramaditya». Изначально это был авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Горшков», но после модернизации, которую провели на северодвинском предприятии Севмаш корабль превратился в авианосец. С того времени у меня осталось очень много фотографий, и только сейчас начал их разбирать.

Летом 2013 года авианосцу «Викрамадитья» предстояло пройти второй этап ходовых испытаний в Белом и Баренцевом море. Планировалось выведение энергетической установки на максимальную скорость, лётные испытания и многое другое. Но для того, чтобы приступить ко всем испытаниям, необходимо оказаться в море, и как раз это для такого корабля не просто.

2.

Своими силами кораблю не выйти из узкой акватории северодвинских предприятий, поэтому ему на помощь пришёл из Североморска морской буксир «Николай Чикер» — самый большой в мире буксир, который за свои размеры занесён в книгу рекордов Гиннеса.

Одни корабли и суда обладают невероятной мощностью, другие — удивительной точностью. У морского буксира «Николай Чикер» есть и то, и другое. Благодаря своей мощи и феноменальной маневренности корабль в считанные минуты развернул авианосец на 180 градусов. В этом ему помогла буксирная флотилия предприятий «Звёздочка» и Севмаш.

4.

Морской буксир Северного флота «Николай Чикер» относится к специальным океанским судам и был построен на финской судоверфи «Rauma» в 1989 году. Ранее в этом же году был построен такой же буксир для Тихоокеанского флота — «Фотий Крылов».

Как можно увидеть на фото, операция была настолько сложная, что иногда самому буксиру требовалась помощь буксиров. На снимке ниже момент разворота корабля в сторону северодвинского канала.

5.

Кто-то подумает, что канал- это искусственная водная артерия, предназначенная для сокращения водных маршрутов или для перенаправления потока воды, то есть узкая полоска воды и по бокам каменно-кирпичные стенки, но северодвинский канал- нечто совершенно другое.

В Белом море больших глубин практически нет, а в районе Северодвинска совсем тухло — одно мелководье. Поэтому от северодвинских предприятий с помощью дноуглубительного судна прорыт канал, идущий в сторону большой глубины. Но и здесь есть подводные камни. Авианосец огромен, а значит и его парусность высока. Без помощи буксиров его может «сдуть» на мель.

Во время вывода авианосца, вся группа буксиров во главе с «Николаем Чикером» проходила мимо двух атомных подводных лодок проекта 941 ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь». Это крупнейшие в мире субмарины. Одну из них, «Архангельск» (слева), в 2009 году буксир «Николай Чикер» привёл в Северодвинск из Нерпичьей губы (Мурманская область). Возможно, что Чикер помог и «Северстали», но точно не могу сказать.

8.

Совсем забыл сказать. Процесс фотографирования авианосца и его группы проводился с территории Беломорской военно-морской базы, а затем с патрульного катера. На фотографии ниже я на носу патрульного катера.

9.


10.


11.

Заранее извиняюсь за ошибки в тексте. Если увидите ерунду, напишите об этом в комментариях и я исправлю. Написал это всё в спешке за 20 минут.
12.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: