Онлайн курс по food-фотографии - Foodie. Фуд съемка – предметная съемка еды Фуд фотография обучение

В сравнении со всеми другими жанрами фотографии, в которых мне приходилось работать, фуд-фотография является, возможно, наиболее приближенной к категории “сделай сам”. Это касается многих аспектов, начиная с освещения и композиции и заканчивая стилизацией и самой съемкой. Фуд-съемка - это всегда производственный процесс. Но независимо от того, фотографируете ли вы еду для ведущих изданий или же для домашней книги рецептов, процесс создания остается аналогичным.

Вам нужен лишь один источник света

Безусловно, фуд-фотография представляет собой одно из тех направлений, о которых справедливо сказать: чем меньше, тем лучше. К примеру, снимая портреты, автомобили или архитектуру интерьера, мы можем добавлять и добавлять всё новые источники света, пока не получим идеально очерченные формы. То мы увеличиваем количество заполняющего света, то направляем свет, а то выставляем тени. Но чтобы сделать первоклассную фуд-фотографию, следует подобрать только один большой источник рассеянного света.

Прежде чем бежать в магазин фототехники в поисках огромного софт-бокса, обратите внимание на окна в своем доме. В девяти из десяти случаев, свет, который пропускается через окна, это все, что вам нужно для создания красивого рассеянного освещения. Подсвечивая объект сзади или сбоку, вы создадите объем и подчеркнете текстуру продуктов. Мне, как портретному фотографу, изначально казалось это несколько противоречивым. И хотя мы можем сделать прекрасные портретные фотографии, используя только один источник света, добавляя заполняющий свет, который смягчает тени или фоновый свет для создания разграничения, это не так применимо к фуд-фотографии.

Особенность фуд-фотографии - максимально естественное освещение. При взгляде на фотографию мы не должны замечать свет. Это одна из причин, по которой стоит использовать естественный дневной свет. Также использование естественного освещения подразумевает тени, образованные естественным путем. Если вам кажется, что тени слишком глубокие, рекомендую пользоваться отражателем.

Порой природа отказывается сотрудничать

Иногда погода застает нас врасплох, и с этим ничего не поделаешь. А порой приходится снимать в темное время суток. И, несмотря на то, что дневное освещение как нельзя лучше подходит для фуд-фотографии, при необходимости вы можете воспроизвести его в студии. Независимо от того работаете ли вы со студийным освещением или со вспышкой, убедитесь в том, что вы используете софтбокс или другой прибор достаточно большого размера, он должен обеспечивать хорошее рассеивание.

Как вы можете заметить на фотографии представленной ниже, установка может быть предельно простой. Я разместился прямо перед открытой дверью. Это большой источник естественного рассеянного света. На противоположной части стола я установил светоотражатель при помощи фиксатора . Всё остальное сделает камера. В дни, когда погода не благоволит, я добавляю к базовой установке 24-дюймовый софтбокс со вспышкой с мощностью 1/4 (плюс минус).

Меняйте угол съемки

Наиболее выгодные ракурсы могут быть не только в портретной фотографии, это применимо и для фуд-фотографии. Важно осознавать, что концепция, выстроенная в голове, не всегда может дать лучший возможный результат. Это одна из причин, по которой я никогда не снимаю только с одного ракурса.

Сначала делайте снимок, который вы изначально рисовали в воображении, а затем, меняя композицию, создавайте дополнительные снимки. Важно иметь выбор, особенно если вы снимаете для клиента. Помните, что для одной фотографии будет приемлем один ракурс, а другой кадр может лучше смотреться с другого ракурса. К примеру, фотографировать ряды капкейков лучше под небольшим углом, чтобы создать ощущение тянущихся через весь кадр линий. А снимать ингредиенты для блюда лучше сверху. Как и в любом другом жанре, в фуд-фотографии следует очень обдуманно подходить к выбору ракурса.

На двух снимках ниже продемонстрированы два различных ракурса, с которых фотографировались горстки специй. Вы можете сказать, какая фотография вышла лучше? Если фотограф не может ответить на этот вопрос, то клиент точно сможет.

Многие фуд-фотографы и стилисты предупредят вас, что на съемку еды у вас в запасе есть очень ограниченное количество времени, и в определенной степени будут правы. Блюда, которые подаются в горячем виде, будут выглядеть значительно лучше, если они только что были вынуты из духовки. Но это не значит, что первое появление блюда перед объективом непременно завершится сиюминутным успехом.

Всегда будьте уверены, что в запасе есть дополнительное блюдо. Вы можете приготовить “набросок” для того, чтобы правильно выбрать композицию и убедиться в том, что настройки камеры и свет выставлены правильно. Некоторые профессиональные фотографы такие блюда называют “бутафорными”. Когда все готово для съемки, выносят “блюдо-героя”, которое уже идеально скомпоновано и украшено. Пробные съемки помогают снять напряжение к моменту, когда на сцену выходит уже главная модель.

Представленный ниже кадр с оладьями - наглядный пример того, как можно испортить фотографию. Мы снимали конечное блюдо, но по невнимательности я засветил левый верхний угол стопки блинов. Конечно, потом мы исправились, но это классический пример, показывающий, насколько следует быть внимательным.

Глубина резкости

У многих присутствует склонность при естественном освещении снимать на максимально открытых диафрагмах. Отверстие диафрагмы f/2.8 или f/1.8, конечно, создаст мягкий, туманный фон, но во многих ситуациях при съемке еды правильнее сохранять в зоне фокуса больше деталей. Помните, я чуть выше говорил про ряды капкейков? В этом случае малая глубина резкости приемлема, поскольку мы знаем, что предметом съемки являются именно капкейки. Но что если на заднем фоне были бы детали, которые мы не смогли бы опознать, не будь они в зоне резкости? Согласитесь, в таких случаях малая глубина резкости не самый лучший выбор. Также не забывайте, что ГРИП распространяется не только от переднего плана к заднему, но и из стороны в сторону.

Как фотографировать мороженое?

Возможно, съемка мороженого является самой трудной задачей, с которой приходится сталкиваться фуд-фотографу. По крайней мере, для меня в самом начале это составляло трудность. Мороженое начинало таять, как только оно соприкасалось с тарелкой, и все результаты моей работы меня, в конечном счете, не устраивали. А сейчас я поделюсь с вами премудростью, которой сам теперь пользуюсь. Заранее зачерпните мороженое и выложите его на сухой лед (возьмите мороженого чуть больше, чем вам необходимо). Используя соломинку, аккуратно сдуйте частички сухого льда по бокам.

Блюдо - это результат смешения всех составляющих ингредиентов

Вкусное блюдо не всегда красивое блюдо. Некоторые деликатесы выглядят на фотографиях просто отвратительно. Но есть выход из ситуации - фотографировать ингредиенты. Можно делать макро-снимки, как с кофейными зернами. На этой фотографии отчетливо видна текстура зерен, возникает ощущение, что мы можем ощутить их тактильно. Конечно, пощупать их руками невозможно, но мы можем представить каковы они наощупь, гладя на этот снимок.

Другой выход - снять процесс создания блюда. Сфотографируйте переливающуюся жидкость или руки, перемешивающие в миске ингредиенты. Такой ход отвлечет внимание от визуальной непривлекательности блюда или его ингредиентов. Еще одна капризная модель - соус. Соусы никогда не льются так, как мне того хотелось бы, поэтому есть смысл фотографировать их в состоянии покоя.

Место съемки

Хорошо подумайте, какова ваша цель? Вы хотите отобразить еду на фотографии во всем её великолепии, верно? Если в студии, где вы обычно снимаете, нет кухни, то найдите место для съемки, где есть кухня. Дело не только в том, что наличие кухни послужит гарантом того, что блюда будут выглядеть максимально свежими, но и сама атмосфера, которую создает рабочее кухонное пространство, играет немаловажную роль.

Чистые тарелки

Вы видели, как фуд-стилисты выкладывают на тарелки еду? Они пользуются специальными щипцами! Они педантичны и щепетильны, поскольку даже небольшая крошка, оказавшаяся не на своем месте, может отвлечь внимание зрителя. Как говорит один мой друг: “От капли соуса или крошки я запросто могу избавиться позднее в Photoshop”. Но я хочу призвать вас делать всё максимально приближенно к идеалу еще во время съемки. Все должно находиться на своих местах, никаких крошек, никаких пятен на тарелках.

А с другой стороны...

Будьте креативны. Раскрошенное печенье смотрится весьма эстетично. Не всякое блюдо следует сохранять в его первозданном виде. Крошите печенья, разрезайте горячие стейки. Тем самым вы скажете зрителю, что уже успели насладиться изображенной на фотографии едой, и он может сделать то же самое. Беспорядок может выглядеть не менее эффектно, чем идеальная чистота и порядок.

Не забывайте о декорациях

Один из лучших советов, что я могу дать вам, это при возможности звать на съемки фуд-стилиста. Но не каждый проект и бюджет может гарантировать вам такую возможность, поэтому оттачивайте мастерство в создании различных образов сами. Еда остается неизменной, но фон может либо выгодно её подчеркнуть, либо наоборот сыграть против. Это сравнимо со съемкой портретов. Меняйте скатерти, тарелки, разделочные доски, но не стоит останавливаться на том.

Никогда не обращали внимания на то, сколько различных фонов имеют фуд-фотографы? Да, фон, на который вы будете ставить тарелку с едой, тоже можно сделать самому. Я использовал и керамические плитки для напольного покрытия, и старые доски. А не завалялся ли у вас на кухне старый, местами заржавевший, поддон для духовки? Чем не вариант для фона? Старайтесь использовать цвета и текстуры, которые подчеркивают пищу. Но порой все, что вам нужно - то просто поставить тарелку на стол.

Осведомитесь, как будет использоваться фотография

Вы снимаете для книги рецептов, журнала или упаковки продукта? Четкое понимание сферы и соответственно аудитории играет большую роль в том, как именно вы выстроите композицию, какому стилю будете придерживаться и пр. Вы можете создать самое красивое в мире фото, но если оно окажется вне поставленной задачи, то вполне может быть, что вам придется снимать заново или вас вовсе отстранят от работы. Это одна из причин, по которой я советую фотографировать сразу с нескольких ракурсов.

Я почти никогда не знаю, какое именно блюдо окажется на обложке журнала или книги, потому представляя себя на месте клиента, стараюсь предоставить широкий выбор. К примеру, первое представленное ниже фото было использовано в качестве иллюстрации к рецепту, а второе выбрали для обложки.

Лучше меньше, да лучше

Помните, я говорил, что для съемки еды действует правило - лучше меньше, да лучше. Так вот не забывайте об этом выкладывая еду на тарелку. Можно подумать, что гора еды, похожая на обед голодного подростка, привлечет больше внимания. Но не стоит забывать, что в съемке участвует не только “звезда”, а есть еще и герои второго плана. Поэтому во время сервировки оставляйте на тарелке пустое пространство, это также поможет создать контраст между блюдом и фоном. Также остерегайтесь использовать слишком много различных элементов.

Стоит ли снимать процесс приготовления?

На этот счет мнения разнятся. Некоторые фотографы и стилисты утверждают, что стадия, когда блюдо завершено и готово к подаче, является самой красивой, и закулисье фотографировать не стоит. Но есть и приверженцы других точек зрения. Лично я считаю, что если у фотографа есть время на съемку так называемых бутафорных блюд, то можно заснять и процесс создания.

Не прикасайтесь к блюдам, над которыми работал стилист

Не стоит учиться на собственном опыте, лучше сразу взять это на заметку. Вы относитесь серьезно к своей работе, стилисты тоже. Как только еда попадает на тарелку, вы не имеете права вносить собственные коррективы. Если на ваш взгляд следует что-то добавить, то попросите об этом того, кто за это ответственен. Их наняли по той же причине, что и вас, они талантливы и разбираются в своей сфере, как никто другой.

Подведем итоги

Съемка еды, как и съемка в любом другом жанре, подразумевает отдачу, и если вы не приложите максимум усилий, то результаты могут вас разочаровать. Наверно вы успели заметить, что многие пункты, приведенные в статье, могут быть применены и к съемке людей, так оно и есть. Обращая внимание на свет, фон, ракурс, композицию, настройки камеры и “гардероб”, вы можете получить не только замечательные портреты, но и очень аппетитные фуд-фотографии.

#БАЗАЗНАНИЙ

Фуд съемка – предметная съемка еды.

Человек не может долго обходиться без еды. Мы ежедневно с ней сталкиваемся – приобретаем в магазинах, готовим сами либо посещаем заведения общественного питания. Вот почему бизнес часто связан с едой, а ради его успешного продвижения возникло такое явление как фуд съемка. Чаще всего услугами предметной съемки еды пользуются производители напитков, продуктов питания, а также …

Человек не может долго обходиться без еды. Мы ежедневно с ней сталкиваемся – приобретаем в магазинах, готовим сами либо посещаем заведения общественного питания. Вот почему бизнес часто связан с едой, а ради его успешного продвижения возникло такое явление как фуд съемка.

Чаще всего услугами предметной съемки еды пользуются производители напитков, продуктов питания, а также владельцы кафе, ресторанов или других заведений общественного питания. Основная цель нашей работы – привлечь новых потребителей либо клиентов, которых зачастую непросто удивить едой. Также потребность в подобных услугах может возникнуть у любителей, ведущих свои кулинарные блоги, либо сторонников здорового питания. На первый взгляд может показаться, что эта работа под силу любому, кто хотя бы однажды держал камеру в руках.

Однако, не каждый любитель обладает достаточными навыками, а также необходимым оборудованием, чтобы справиться с этой задачей. еды имеет свою специфику, поскольку объект должен выглядеть не просто красиво, но и потрясающе аппетитно. Основное правило food съемки – еда может не быть хороша на вкус, но обязана выглядеть великолепно. Для этого еду либо напитки необходимо не только правильно приготовить, но и подать. Нужно быть настоящим художником, чтобы сначала в деталях представить всю будущую композицию, подготовить все необходимое для работы: продукты питания, посуду, приборы, аксессуары. Разложить все, выставить и настроить оборудование, и самое главное – запечатлеть прежде, чем еда потеряет свой товарный привлекательный вид. Поэтому зачастую фото- и видео операторы для выполнения подобных заданий работают тандемом с фуд-стилистом.

При предметной съемке еды можно использовать для работы следующие виды освещения:

  • естественный свет;
  • отражатели;
  • студийное освещение.

Это может быть работа для кулинарного сайта, сайта кафе, ресторана, производителя продуктов питания, либо репортажная съемка, освещающая процесс приготовления или дегустации продуктов. Все детали должны гармонировать, подчеркивая достоинства, ни в коем случае не отвлекая внимания от главного предмета видеосъемки – еды. Как правило оценить результат работы очень просто – при его просмотре должно возникать чувство голода.

Прежде чем приступить к процессу , мы проводим детальный анализ ваших задач, разрабатываем уникальные постановки и сценарии для развития вашего бизнеса. Для достижения наилучшего результата вы можете предоставить примеры работ, наиболее приближенных к вашим требованиям. Созданный в конечном итоге видеопродукт мы продвигаем, заставляя его работать на вас.

Стоимость фуд съемки

Мы предлагаем вам услуги профессиональной фуд съемки в Москве. Наши специалисты имеют большой опыт работы, а также все необходимое профессиональное оборудование. Если вы решили заказать фуд съемку, цена будет зависеть от ряда факторов, например, объема и сложности работ, а именно:

  • количества отработанных часов либо отснятых продуктов питания;
  • последующей обработки полученного материала – всего либо частично;
  • студийной либо выездной работа, количества участвующих в ней специалистов.

Стоимость фуд съемки может быть снижена в случае съемки большого количества предметов. Постоянные клиенты могут рассчитывать на получение скидки от стоимости нашей работы. Чтобы оставить заказ просто свяжитесь с нами по указанному на сайте номеру либо воспользуйтесь кнопкой «Заказать звонок».

15.06.18 43 047 23

Сколько зарабатывает фуд-фотограф

И в чем секрет аппетитных гамбургеров

Полгода назад я ушла из офиса, чтобы фотографировать еду. Я работаю фуд-фотографом.

Ольга Чикризова

фуд-фотограф

Фуд-фотографы снимают еду так, чтобы вам захотелось купить ее и съесть. Такие снимки нужны ресторанам, кафе и магазинам - всем, кто продает еду или использует ее в рекламе. Если вы увидели в Инстаграме фото гамбургера и вам захотелось его съесть - снимок сделал фуд-фотограф .

Обучение

До того как я поняла, что мне интересно работать именно с едой, я училась быть обычным фотографом: сначала у отца, потом на курсах.

Три года я снимала людей и репортажи с мероприятий. После этого посетила двухдневный мастер-класс одного питерского фуд-фотографа и попробовала снимать продукты.



Учиться самому. Сейчас на тему фуд-фотографии много бесплатных статей, советов, каналов на Ютубе и блогов в Инстаграме. Можно найти информацию не только о самой съемке, но и о ретуши еды, создании и поиске реквизита. Если вы владеете английским языком, есть смысл обратить внимание на зарубежные блоги. Можно учиться самому и по вебинарам, посещать фуд-конференции, общаться в чатах.

25 000 Р

я потратила на обучение фуд-фотографии

Чтобы учиться на примерах, лучше всего посмотреть работы разных фуд-фотографов и выбрать те, которые вам больше нравятся. Мои любимые фуд-фотографы - это Юля Космо, Дина Беленко, Петр Карасев и Дарья Боронина. Также помогает канал на Ютубе Эдуарда Жукова и блоги в Инстаграме Данилы Снега и Максима Мордвинцева.

Учиться на курсах. Если хочется научиться быстрее, имеет смысл пойти на курсы фуд-фотографии. Хороший курс с домашними заданиями и обратной связью стоит от 15 000 Р . Мои базовые курсы обошлись в 12 000 Р , мастер-класс - 10 000 Р , разные вебинары по фуд-фотографии - еще 3000 Р . Все вместе - 25 000 Р .

Поначалу фуд-фотография не приносила денег: работ в портфолио было мало и я не знала, как искать клиентов. Поэтому еще несколько лет я отработала в офисе, тренируясь фотографировать в свободное время, докупая оборудование и реквизит и пополняя портфолио. Я завела группы во Вконтакте и Инстаграме, и со временем ко мне начали обращаться с заказами. Когда доход от съемок перекрыл доход от работы в офисе, я ушла в вольное плавание.

Оборудование

Камера. Начинала я со старым, но мощным «Кэноном». Сейчас перешла на модель поновее, которую можно подключить по вайфаю к планшету или ноутбуку, - так удобнее следить за тем, что происходит в кадре. Камеру покупала с рук через «Авито». Новая стоила 70 тысяч рублей, свою я купила за 50 тысяч.

У меня фотоаппарат с уменьшенной матрицей - «кроп». Известные фотографы предпочитают полнокадровые камеры, но и стоят они в два раза дороже. Снимать на «кроп» можно, надо лишь понимать свои ограничения.

Объектив. У моего объектива фокусное расстояние 17-55 мм. Я покупала его еще для репортажной съемки за 30 000 Р . Он не профильный, но позволяет снимать сверху или под углом, поэтому для моих задач его хватает.

Коллеги часто пользуются макрообъективами: они помогают снимать предметы очень крупно и почти без искажений. Еще один вариант - портретный объектив с фокусным расстоянием 50 мм. Он подходит для снимков еды в интерьере заведения.

Для фуд-фотографии достаточно макрообъектива за 30 000 Р и портретника за 20 000 Р .

Свет. Фуд-фотографы любят снимать при естественном освещении, но расположиться у окна удается не всегда. Кроме того, если это каталожная съемка на белом фоне, без искусственного света не обойтись. У меня самый простой комплект из двух софтбоксов за 11 000 Р , и пока мне его хватает.

Отражатели нужны, чтобы убрать резкие тени, подсветить предмет или сделать свет мягче. Они бывают разными по размеру, форме и покрытию. Для фуд-фотографии подойдут простые белые отражатели за 1000 Р . Часто фуд-фотографы вместо них используют подручные средства: ткань, листы картона или пластика, зеркала, фольгу. Самодельные отражатели получаются дешевле фирменных, а иногда нужного размера в магазине просто нет. Я пробовала использовать бумагу и картон, но в итоге остановилась на листах пенопласта, потому что они более устойчивые.

Штатив. В фуд-фотографии не нужно ловить эмоции и бегать за моделями, поэтому камера чаще всего на штативе. Это помогает внимательно и неторопливо построить композицию. Можно двигать предметы, подбирать цвета, убирать лишнее и посматривать в камеру, как это выглядит в кадре. При этом камера всегда на своем месте - это удобно. Глаз видит изображение иначе, поэтому без контроля не всегда получается то, что хочется.

Фоторюкзак нужен для перевозки оборудования при выездных съемках, например на территории заказчика или на природе. У него прочный каркас, который защищает от ударов и непогоды. Внутри специальные зоны с мягкими бортиками для каждого предмета. В отличие от фотосумки, рюкзак освобождает руки для сумок с реквизитом, а их редко бывает меньше двух-трех. К сожалению, фоторюкзак рассчитан только под оборудование, всё остальное приходится возить отдельно.

Компьютер. Для обработки фотографий нужен мощный компьютер. Важно, чтобы монитор правильно передавал цвета, графические редакторы не висли, а место на диске долго не кончалось.

У моего ноутбука большой экран с матовым покрытием и IPS -матрица , оперативная память 12 Гб, четырехъядерный процессор и жесткий диск на 2 Тбайта.

Графический планшет нужен для ретуши фотографий. Часто на них обнаруживаются дефекты, которые не заметил на съемке, а сдавать работу с ними никак нельзя. Приходится ретушировать. С планшетом гораздо удобнее и проще, чем работать мышкой.

У меня довольно бюджетный набор оборудования. В статьях о фуд-фотографии советуют более подходящие камеры, объективы и искусственный свет. С ними проще работать и можно делать более сложные кадры. Набор такого оборудования обойдется примерно в 350 тысяч.

350 000 Р

стоит базовый набор оборудования для фуд-фотографии

Сколько стоит комплект оборудования как у меня

В магазине На «Авито»
Фотоаппарат 70 000 Р 50 000 Р
Объектив 30 000 Р 26 000 Р
Свет 11 000 Р 7000 Р
Штатив 10 000 Р 5000 Р
Фоторюкзак 5000 Р 2000 Р
Ноутбук 100 000 Р 45 000 Р
Графический планшет 17 000 Р 10 000 Р
Итого 243 000 Р 145 000 Р

Фотоаппарат

В магазине

70 000 Р

На «Авито»

50 000 Р

Объектив

В магазине

30 000 Р

На «Авито»

26 000 Р

Свет

В магазине

11 000 Р

На «Авито»

7000 Р

Штатив

В магазине

10 000 Р

На «Авито»

5000 Р

Фоторюкзак

В магазине

5000 Р

На «Авито»

2000 Р

Ноутбук

В магазине

100 000 Р

На «Авито»

45 000 Р

Графический планшет

В магазине

17 000 Р

На «Авито»

10 000 Р

Итого

В магазине

243 000 Р

На «Авито»

145 000 Р

Реквизит

Кроме оборудования, фуд-фотографу нужен реквизит: фотофон, текстиль, посуда. Чем больше, тем лучше. Реквизит фуд-фотографы покупают в магазинах, на «Авито» и барахолках - или делают сами. Например, в специальных магазинах фотофон стоит от 2000 Р , сделать такой же своими руками можно рублей за 400.

Реквизит задает настрой, делает картинку естественной и интересной, добавляет достоверности. Иногда он помогает наладить контакт со зрителем: например, воссоздает знакомые образы или, наоборот, создает идеальные ситуации, в которых зритель хотел бы оказаться.

Поиск клиентов

Фуд-фотография - узкая ниша. Я живу в Воронеже и здесь больше тысячи компаний, которым могут потребоваться мои услуги. Конкуренция в городе невысокая: я знаю еще троих людей, которые специализируются на съемке еды. В Москве и Санкт-Петербурге фуд-фотографов больше, но каждый из них снимает в индивидуальном стиле, поэтому найти свое место все равно реально.

Первые клиенты пришли ко мне через Вконтакте и Инстаграм. Сейчас у меня также есть группа в Фейсбуке и сайт-визитка, которую я сделала в бесплатном конструкторе. Кроме того, я опубликовала объявление на «Авито», и оттуда теперь тоже иногда приходят клиенты.

Иногда клиентов приводят фотобанки. Я нерегулярно выкладываю туда снимки - чтобы зарабатывать на фотобанках, нужно заниматься только ими. Для меня это в основном реклама: заказчики смотрят, кто автор, и обращаются ко мне напрямую. Иногда это даже клиенты из другого города или страны.

Как проходит съемка

Мы договариваемся с клиентом о деталях съемки, и начинается подготовка. Если задача сложная, мы смотрим и обсуждаем примеры фотографий, при необходимости я делаю эскизы. Если нужно, ищу или изготавливаю дополнительный реквизит.

Когда задача простая, например снять продукт на белом фоне, я просматриваю фотографии конкурентов, запоминаю понравившиеся идеи. Иногда делаю несколько пробных снимков еще дома.

На съемку я беру все оборудование, отражатели и фоны, а также минимальный набор для работы с продуктами: пинцеты, зажимы, шприцы и перчатки.

Вещей набирается много, поэтому на выездных съемках мне помогает муж. Некоторые фотографы перевозят всё в тележках или нанимают для этого ассистентов.

На месте нас провожают в комнату, где мы распаковываем оборудование и готовимся к съемке. Это может быть склад, зал для совещаний, уголок на кухне или второй этаж ресторана, где нет посетителей. Условия всегда разные, подготовка заказчика тоже.

Обычно я выполняю роль и фуд-фотографа, и фуд-стилиста. Стилист отвечает за то, чтобы продукт красиво смотрелся в кадре. За границей это отдельная профессия, в России чаще всё делает фотограф.

Порой красиво выложить продукты и скорректировать их внешний вид занимает много времени. Например, чтобы выложить роллы из кафе азиатской кухни для самой простой съемки на белом фоне, нужно 10-15 минут. Кроме того, при съемке в ресторане приходится ждать, пока приготовят сами блюда. Они должны быть горячими и свежими: на фотографиях отлично видны застоявшиеся продукты, поэтому приготовить всё заранее не получится.

В среднем съемка 100 блюд занимает 10-12 часов. Такие заказы удобнее всего выполнять за несколько дней, но бывают случаи, когда нужно отснять всё за один раз.

12 часов

длится съемка ста блюд

После съемок заказчик оплачивает работу и мы договариваемся, когда будут готовы фотографии и как я их передам. Нередко заказчики предлагают попробовать продукты, угощают чаем или кофе.




Сколько зарабатывает фуд-фотограф

Загруженность и заработок фуд-фотографа зависят от известности. Раскрученные специалисты за день могут поработать в нескольких местах. Иногда приходится фотографировать 7 дней в неделю без выходных, а попутно успевать обрабатывать снимки.

Фуд-фотография не настолько сезонная, как, скажем, свадебная. Но и у фотографов еды бывают «горячие» месяцы. Обычно это связано с обновлением меню зимой или летом: все рестораны и кафе хотят обновления, всем меню нужно «вчера».

Стоимость работы считается по количеству фотографий или потраченному времени. Например, у меня один кадр стоит примерно 300 Р , а час работы на площадке - 1500 Р . Цена также зависит от того, насколько сложная съемка. Например, рекламный снимок стоит от 3000 Р . В эту сумму входит сама съемка, ретушь, проработка идеи, подбор реквизита, различные варианты эскизов. Такие съемки очень кропотливые, но увлекательные. В среднем за месяц я зарабатываю 30 000 Р .

30 000 Р

в среднем я зарабатываю в месяц

Всё это воронежские цифры. В Москве и Санкт-Петербурге простые снимки на белом стоят от 500 Р , а час работы фуд-фотографа - от 1500 до 5000 Р .

Трудности

«Я зарабатываю снимками тортиков» - звучит очень позитивно. Но на деле это такая же работа, и она не намного легче офисной.

Монотонность. Я не всегда снимаю красоту для ресторанов или кондитеров. Иногда приходится фотографировать сушеных кальмаров и свиные ушки к пиву. Когда снимаешь два дня подряд похожие предметы на белом фоне, в конце уже не хочется на них смотреть.

Физическая усталость. После 8 часов съемки болят ноги и спина, потому что я постоянно приседаю и наклоняюсь. Помогает в перерывах размяться, а еще лучше - погулять и подышать.

Человеческий фактор. Я фотографирую еду, но работаю с людьми. Заказчики не всегда понимают, за что платят, и очень часто не знают, чего хотят. Помогает техническое задание, в котором я прошу прислать примеры приглянувшихся фотографий из интернета.

Нестабильность заработка. Важно быть готовым, что заказов может не быть месяц или два, а потом навалится сразу три крупных. Чтобы чувствовать себя комфортнее, нужно заботиться о подушке безопасности и подработке.

Дополнительный заработок приносят мастер-классы, вебинары и курсы. Зарабатывают по-разному: кто-то берет 12 000 Р за два дня, кто-то работает на репутацию, чтобы потом привлекать больше клиентов. Некоторые подрабатывают на площадках вроде «Патреона» , где инвесторы платят за то, чтобы всякие художники делились с миром своим творчеством.


Перспективы

Со временем фуд-фотографы открывают свои студии. Можно делать потрясающие вещи «на коленке», но работать в специально оборудованном для съемки месте намного комфортнее: не так страшно залить пол соусом и есть куда вмонтировать крепежи для фона или света. К тому же наличие своей студии добавляет солидности в глазах заказчика.

Еще один вариант - начать работать с иностранными клиентами, которых не пугают высокие цены. Их привлекают фотографии с необычными идеями, а фотографов они находят через фотобанки или по портфолио.

Передать аппетитность еды не такая уж простая задача, как фотографирование своей тарелки. Существует целый ряд трюков, которые вы можете использовать, чтобы существенно улучшить объект съемки. Используя свою камеру творчески, вы можете запечатлеть самую лучшую сторону еды. Будь то десерт или полноценный обед, эти советы выведут вашу фуд фотографию на следующий уровень.

1. Используйте очень малую глубину резкости

Когда вы собираетесь сделать фотографию, первый технический вопрос, который возникнет, «Какой задний план будет лучше?». В фуд фотографии обычно резким отображается только часть главного объекта, а все остальное мягко размыто. Чтобы сделать это, используйте наибольшую диафрагму, какую позволяет ваша камера. При f/2.8 отверстие в объективе физически широко открыто, создавая так называемую малую глубину резкости. Если вы используете китовый объектив, эффект будет сильнее, когда объектитв находится на более длинном фокусном расстоянии и ближе к объекту.

2. Меньше- больше


Фото N i c o l a


Фото Irudayam

Смотря на сцену через камеру, спросите себя «Что на самом деле является главным объектом?». Этот простой вопрос поможет вам сформировать вашу композицию. На первый взгляд это может показаться элементарным, но значение этой рекомендации неоспоримо. В качестве напоминания вы можете прикрепить записочку на обратную сторону крышки объектива. Тщательно проверьте все углы кадра. Все, что не подчеркивает выбранный объект, должно быть удалено. Целью является создание чистого кадра, а не визуального беспорядка.

3. Создайте свою композицию


Выйдете за рамки своего объекта и подумайте о форме и виде своей композиции. Например, добавление ножа может сбалансировать ее, если воспользоваться правилом третей. Снимая строго вертикально, вы создаете элегантный кадр. На изображении выше полотенце в левом углу усиливает цвет, в то время, как петрушка, лайм и авокадо добавляют несколько оттенков зеленого. Чтобы придать больше блеска столовым приборам или отражающимся поверхностям, в данном случае нож, используйте отражатель, чтобы отразить дополнительный свет.

4. Создайте беспорядок



Фото tracy benjamin


Фото Stefano

Чтобы ваша фуд фотография выглядела настоящей, а не постановочной, добавьте в сцену крошек. Это несовершенство может показаться странным на первый взгляд, но оно придает визуальною привлекательность. Немного сыра, рассыпанного над тарелкой – легкий способ достижения цели. Но будьте умеренны в этом.

5. Используйте высокое ISO


Просто запомните, чем выше значение ISO, тем быстрее свет попадает в камеру. При ISO 800 свет попадет в камеру быстрее, чем при ISO 100 или 200. Когда фотографируете еду в помещении, вам в основном понадобится значение 1600 или даже 3200. Я в основном не рекомендую использовать ISO 6400 или выше, так как это приводит к высокому уровню цифрового шума, также известного как зернистость. Если шум является проблемой для вашей камеры, то используйте инструмент уменьшения шума в Lightroom.

Примечание редактора: так как эта статья предназначена для новичков, автор предполагает, что вы будете снимать с рук. Если, однако, вы будете снимать на штативе, то рекомендуется использовать такое низкое значение ISO , какое возможно, чтобы свести к минимуму шум и получить четкие и резкие изображения.

6. Используйте естественный свет как преимущество



Фото Felipe Neves


Фото Terence Lim

Вместо добавления вспышки или работы с жестким искусственным светом, воспользуйтесь красивым естественным светом. Это придаст вашему изображению еды легкой воздушности. Поищите место, где солнечные лучи проходят сквозь окно, и располагайтесь для съемки. Утро традиционно считается лучшим временем для этого, так как свет мягкий и менее контрастный. Вы можете проводить съемку и в послеобеденное время, но вам придется переместиться туда, где свет более ровный, чтобы избежать жестких теней.

7. Попробуйте черно-белую технику


Фото david pacey


Фото Jazz Guy

Вероятно, самой популярной фуд фотографией всех времен является «Перец №30» Эдварда Уестона. Она выполнена в черно-белой технике и красиво передает форму объекта. Время от времени пробуйте снимать еду в монохроме. Отсутствие цвета не только упрощает съемку, но и хорошо работает для подчеркивания контраста, света и тени. Если вы снимаете в формате RAW, то переведите изображение в черно-белое при постобработке. Один из моих любимых инструментов для этого Exposure X от Алена Скина, там есть большой спектр творческих возможностей.

8. Откусите кусочек


Фото DLG Images


Фото xsomnis

Хорошая фуд фотография не обязательно должна быть постановочная. Как только закончили съемку, вперед, откусите кусочек. Такое фото добавит ощущение подлинности вашей съемке. Если вы также пробудите у зрителя желание попробовать то, что вы снимали, то вы достигли успеха в создании восхитительной фуд фотографии.

Если вы добрались до этой страницы — это уже неплохое начало для знакомства с основами фотографии в целом и фуд фотографии в частности. Во вступительной заметке я, конечно, не раскрою какие-то секреты и способы, как за три дня научиться делать потрясающие фото. Я лишь расскажу то, с чего начинал я, какие трюки использовал и какие знания помогли мне в самом начале.

Договоримся сразу — я говорю именно про фуд фотографию (а вы уже сами применяете это в других жанрах), говорю своими словами и со своими примерами.

Давайте на минуту отвлечёмся и поговорим вот о чем — что нужно для хорошего фуд снимка, чему можно научиться быстро, а что нужно развивать постоянно. Я разделяю результат хорошего снимка на три части: правильное владение техникой, красивая подача блюда и качественное построение композиции. Данная базовая заметка будет о технической стороне, поэтому к ней вернёмся позже.

Что я подразумеваю под красивой подачей блюда, думаю пояснять не нужно. Даже если вы делаете снимок для соц. сети или просто чтобы отправить её друзьям, это вовсе не значит, что не нужно чуть упорядочить блюдо в кадре. А уж если вы используете снимки для своего блога, статьи в журнале и прочих коммерческих целях — еда должна вызывать бурное слюноотделение у зрителя.

Еда должна выглядеть опрятно (если иное не подразумевается задумкой и сценарием), по возможности нужно показать все ингредиенты, участвующие в блюде. Если есть какой-то главный ингредиент — покажите его на первом плане. Используйте специи, соусы, посыпки, чтобы сделать кадр живее, аппетитнее. Овощи, травы, мясные изделия хорошо смотрятся, если смазать их маслом — это придаёт им блеск, красивые блики и отражения. Таких хитростей очень много и называется это всё фуд стилистика. Напишите мне в комментариях, если вам интересно было бы прочитать больше об этой теме.

С подачей разобрались, перейдём к композиции. Для меня это не просто правильное расположение объекта съемки в кадре, но и полное построение картинки. Как советуют многие (заграничные) книги о фуд фотографии — расскажите в кадре историю. Самое простое, чтобы вы поняли — панкейки, преступление сфотографировать их без сладкого соуса, или ягод в кадре. Если мы делаем картошку фри — как не показать в кадре бутылочку кетчупа или чашечку горчицы. Всё это играет важную и полезную роль — детали, вот, что делает кадр интересным, запоминающимся. Об этом я тоже планирую рассказывать чуть позже.

Вернёмся к технической стороне. Хочу заметить, что хороший снимок можно и возможно получить даже телефоном, просто есть свои особенности. А уж если у вас неплохой фотоаппарат, то вообще ничто не мешает вам делать снимки «как из журнала». Всё, что для этого нужно — вникнуть в основы и понять, почему и как ими пользоваться.

Начнём с самого главного — свет. В своих фотографиях я пользуюсь исключительно естественным освещением от окна. Только он максимально натурально освещает объекты на фотографии, не искажает цвет и работать с ним очень просто. Прошу обратить внимание, что вам совсем не нужно, чтобы солнце светило в окно как фонарик. Напротив, лучше, если солнце где-то сбоку от окна. Позже я объясню почему.

Логично догадаться, что свет в кадре может падать с разных сторон: сбоку, фронтально и сзади фотографируемого объекта (контровой свет, он светит нам «в лицо»).

Как и в портретных фотографиях — для фуд фото очень хорош контровой свет, то есть вы ставите еду между окном и фотоаппаратом, источник света получается сзади объекта съемки. Считается, что при таком расположении источника света, кадры получаются интересными и живыми. Я же пользуюсь таким освещением только если в кадре будут прозрачные напитки (тогда свет проходя сквозь стакан как бы подсвечивает его), они получаются более светлыми, хорошо показывая текстуру и яркость жидкости. Второй сценарий использования контрового света — когда мы хотим практически выбелить задний план, здесь всё логично — источник света сильно освещает задник, при этом сохраняя сочные цвета переднего плана (нет пересветов).

Есть у такого расположения и свои минусы — практически невозможно сфотографировать объект без подручных отражателей (об этом ниже).

В остальных случаях удобнее всего пользоваться боковым светом, причём, само собой, нет почти никакой разницы слева или справа находится источник, если иное не задумано сюжетом кадра.

Фронтальный свет не используется практически никогда. Он слишком активен на переднем плане, что приводит к сильным пересветам, да и часто фотограф создаёт тень на блюде при таком освещении — это, безусловно, лишнее.

Теперь ещё один очень важный параметр — вид лучей и как результат тип теней и освещения в целом. Бывает прямой свет и рассеянный, точнее прямые лучи и рассеянные. Представьте, если вы посветите на апельсин фонариком «в лоб». Тень от него будет очень четкой, буду сильно освещенные участки и наоборот — очень тёмные. Это прямые лучи, очень сильные. Если же между фонариком и апельсином поставить лист тонкой бумаги — лучи получатся рассеянными, тени станут мягкими, а освещенность объекта значительно ровнее.

Здесь не имеет значения, где находится источник света. Всегда нужно использовать рассеянный свет. Для этого используют полупрозрачные тонкие диффузоры: бумага, белые ткани и так далее. Если вы фотографируете у окна — можно на стекло приклеить кальку или повесить тонкую ткань-занавеску. Снимая на улице также нужно избегать прямых лучше света: уходить в тень, или ставить между солнцем и объектом всё те же диффузоры.

Посмотрите на пример: здесь контровой свет из окна, солнце светит прямо и поэтому рисует очень четкие тени и неравномерные засветы. На втором снимке я прилепил на стекло лист тонкой белой бумаги.

Никакие другие параметры я не менял. Разница очевидна.

Следующий уровень улучшения фотографии — использование отражателей. Нужны они для того, чтобы отражать свет, переправляя (в нужном нам направлении) свет на объект съемки. Проще говоря, мы полнее освещаем объект, что в итоге даёт более равномерные тени и цветовые переходы.

Я просто обклеил картонные плитки белой бумагой. Компактно и удобно.

Если вы снимаете еду более стихийно — используйте подручные средства — белые листы бумаги, журналы, обложки книг, меню в кафе и ресторанах, белые коробки и так далее. Чем светлее отражатель — тем лучше (в идеале белый).

Можно использовать от одного до трёх отражателей, я чаще всего беру один, мне этого хватает. Я ставлю его напротив источника света, довольно близко к объекту и сразу понимаю, под каким углом подстроить отражатель, чтобы получить задуманный кадр.

Как и раньше, все настройки фотографии без изменений. Лишь добавляются отражатели.

Наиболее очевиден плюс от применения отражателя в сравнении первой и второй картинок. Видите, как подсветилось дно кусочка торта, как равномернее в целом осветился объект съёмки, что дало возможность увидеть лучше детали торта.

Ещё лучше это срабатывает с неоднородными блюдами — салаты, паста и так далее, где очень много теневых и освещенных участков.

При боковом освещение отражатели используются ровно также.

Вот, как это выглядит в жизни: картонная карточка обклеена белым листом с одной стороны, стоит на счет прищепок (удобно их снимать и складывать отражатели при транспортировке).

Следующий интересный момент — угол съемки. По большому счету принято снимать еду под четырьмя углами: 0 градусов (фронтально), 90 градусов (сверху), 45 градусов (средний наклон) и 10-20 градусов. Кстати, если снимаете телефоном или самым простым фотоаппаратом — чаще используйте съемку сверху, это позволит максимально спрятать недостатки используемой техники.

Используйте тот угол съемки, который больше всего нравится вам, если иное не предусмотрено задумкой. Например панкейки лучше фотографировать фронтально, составив их высокой башенкой, так будет лучше видно их толщину, пористость и фактурность. Снять их сверху и что мы получим? Поджаренные кружочки и ничего больше. А вот, например, пиццу лучше снимать сверху — именно так максимально раскроется каждый ингредиент.

Если только начинаете снимать, пробуйте все ракурсы, и уже потом, просматривая на компьютере снимки, сможете понять, какой ракурс был удачнее, лучше передал задумку. Со временем вы автоматически сможете понимать, какое блюдо снимать в каком ракурсе.

Разобрались с общими понятиями, перейдём глубже — настройки фотоаппарата. Рассказываю про зеркальные и беззеркальные фотоаппараты, что-то подойдёт и мыльницам и телефонам. Обратите внимание, что в фотоаппарате часто есть колесо режимов съёмки: ручные, автоматические, сюжетные. И раз уж вы дочитали заметку до этого момента, значит точно хотите получать качественные снимки. Поэтому автоматические режимы забываем! Навсегда!

Чаще всего в фуд съемке используется режим Приоритета диафрагмы, реже режим Приоритета выдержки и совсем уж редко полностью ручной режим (для профи с узкими целями).

В разных фотоаппаратах режимы (буквы на колесе) называются по-разному, но вы быстро разберётесь именно с вашей моделью и колесом управления, достаточно изучить первый лист инструкции.

Что же такое режим диафрагмы? В этом режиме мы говорим фотоаппарату насколько открыть диафрагму (лепестки в объективе). Обычно значения начинаются от 1.4 (диафрагма очень открыта) до 16 (закрыта сильно).

Для нас (в фуд съемке) это означает, насколько будет размыт задний план (или даже часть объекта съёмки). Чем больше открыта диафрагма, тем сильнее размывается всё, что не попадает в ГРИП (глубину резко изображаемого пространства). Звучит непонятно, но вот вам пример.

Я поставил три стаканчика. Фокусировался на переднем. Сделал четыре снимка при значении диафрагмы 1.8; 4; 7.1; 14.

Видите? Чем больше открыта диафрагма, тем меньше размер ГРИП (того, что будет в фокусе). И наоборот — чем диафрагма закрыта сильнее, тем больше ГРИП (больше объектов в пространстве будут резкими).

Вот почему режим приоритета диафрагмы используется в 80% случаев. С его помощью легко выделить объект и размыть остальное, тем самым показав зрителю, что важно для нас в кадре.

Если у вас мыльница или смартфон — даже с ними можно добиться размытия всего ненужного — для этого максимально близко снимайте главный объект, а другие предметы и фоны постарайтесь поставить как можно дальше.

Потренировавшись, вы легко сможете определять, насколько нужно открыть диафрагму в том или ином сюжете и построении кадра.

Для базы этого будет вполне достаточно. Завершить заметку хочу классическим правилом третей для построения кадра. Это правильно работает не только в фуд фотографии и даже не только в фотографии (но и живописи, например).

Кратко правило говорит, что нужно поделить кадр на три части по горизонтали и вертикали и располагать логически важные объекты вдоль этих линий. Вот так:

Видите, что стакан стоит вдоль одной вертикальной линии и горизонтальной, можно сказать его центр сходится с пересечением этих линий. Считается, что при таком построении кадра человеческому глазу проще настроиться и картинка кажется более правильной, акценты расставляются автоматически.

Безусловно правила нужны, чтоб их нарушать. Но постарайтесь первое время снимать именно так, а уж потом, хорошо усвоив этот момент, поймёте, где можно отойти от правила.

Мне очень важна обратная связь с вами! Напишите в комментариях, достаточно ли понятно вам то, о чем я пишу, хватает ли схем и фотографии для иллюстрации примеров. Хотели бы вы изучать вопрос глубже (и какой именно).

Кроме того, уже сейчас я готов дать индивидуальные консультации и уроки по вопросам фуд фотографии. В таких занятиях мы работаем именно с вашими вопросами, вашим оборудованием, способами освещения и так далее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: