Сценарий тренинга барьеры к пути трудоустройства. Составление сценария тренинга. Упражнение «Опустить предмет»

Сценарии тренинговых занятий

1. Методические рекомендации для учителя при организации тренинга
Тренинг не только развивает социальные навыки и навыки общения, но и совершенствует профессионально-психологическую компетенцию субъектов общения.
Тренинг – это прежде всего способ программирования модели управления своим поведением и деятельностью.
Цель тренинговых занятий заключается в расширении социально-психологической компетентности учащихся, в повышении уровня их взаимодействия с дошкольниками, с одноклассниками, в формировании позитивной направленности их личности, эмпатийности, рефлексии.
При организации тренинговых занятий учителям целесообразно опираться на положение о единстве теоретических знаний и практических действий, исходить из того, что тренинг является совокупностью продуманных психолого-педагогических действий и шагов, осуществляемых в определенной последовательности, дает знания и возможность их использования, способствует приобретению или коррекции уже сформированных умений; любое тренинговое занятие – это осознание целей, мотивов, содержания общения, личностной или профессиональной позиции будущего воспитателя.
Специфическими чертами тренинговых занятий как формы обучения являются: наличие постоянной группы участников (10-12 человек); направленность на приобретение определенных знаний, практических умений и личностных качеств; объективизация чувств и эмоций участников тренинга, рефлексии; углубление способности к созданию атмосферы раскованности, свободного и психологически безопасного общения участников.
При конструировании тренинговых занятий необходимо выделить ключевые моменты: определение целей тренинга, проектирование, создание атмосферы занятий. Центральным звеном является проектирование тренинга, включающего в себя разработку содержания занятия, выбор упражнений, отбор методов реализации упражнений, оценки занятия.
Содержание занятия. Охватывает три области: знания, умения, ценности; касается четырех сторон личности будущего специалиста: физической, эмоциональной, духовной, интеллектуальной.
Выбор упражнений для занятия. Упражнения, входящие в состав того или иного занятия, могут даваться всей группе, нескольким подгруппами учащихся, персонально участнику тренинга.
Отбор методов реализации упражнений, которые должны быть направлены на приобретение учащимися профессиональных качеств, умений и навыков через воздействие на личностную сферу участников тренинга. Предпочтение может отдаваться групповой дискуссии, ролевым играм, элементам проективного рисования, музыкальной терапии, психогимнастике, решению педагогических ситуаций.
Оценка занятия. Оцениваются результаты тренингового занятия в целом, деятельность каждого участника по достижению целей занятия и личностных целей.
Критериями оценки эффективности занятия и значимости его для каждого участника могут служить:
успешность (были ли достигнуты цели тренинга и какова его значимость для каждого участника);
эффективность (какие изменения произошли в развитии личностно-профессиональных качеств и умений участников тренинга);
производительность (достижение лучших результатов)
Важным элементом тренинговых занятий являются домашние задания, которые представлены двумя блоками:
аутотренинговые упражнения, цель которых заключается в овладении педагогом элементарными навыками воздействия на свое физическое, психическое состояние с помощью самовнушения и полного мышечного расслабления;
задания на закрепление умений по теме занятия, его рефлексию, реализацию впечатлений от него.
При организации учебных тренингов учитель может встретиться с трудностями. Часто учащиеся не осознают значимости тренинга как способа углубления их личностно-профессиональных качеств; ограниченные временные рамки учебного занятия не дают возможности полностью реализовать все принципы тренинговых занятий как формы активного социального обучения. Исходя из календарных сроков прохождения той или иной темы курса каждое последующее занятие отсрочено по времени от предыдущего, поэтому наблюдается сложность в закреплении полученных сведений.
Тренинговые занятия – это учебные занятия, поэтому учитель должен стараться, чтобы тренинг не превратился в некое подобие развлечения или, наоборот, затянувшейся дискуссии.
По окончании тренинговых занятий участникам предлагается ответить на вопросы экспресс-опроса.
В чем вы видите цели тренинговых занятий?
Как отдельное занятие и занятия по всему курсу способствовали вашей профессионализации?
Удалось ли вам в процессе тренингов овладеть механизмами педагогического взаимодействия?
Что дали вам тренинговые занятия в плане личностного и профессионального развития?
Приложение 1
Сценарий тренингового занятия «Кто я? Какой я?»

Цель. Освоение приемов самодиагностики, самораскрытия, активности общения.
Ход занятия.
Учитель. Дорогие друзья! Наша задача – заглянуть в свое Я, поскольку наше Я – одна из самых больших загадок. Иногда Я обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, а подчас это голос озарения и творческой фантазии. Мы будем выражать свое я индивидуальными средствами; самовосприятие личности осуществлять через взгляд на себя, но как бы со стороны, через восприятие нас другими людьми; через самооценку своей деятельности, собственных внутренних состояний (эмоций, ощущений, мыслей); оценку своего внешнего облика.

Приветствие «Улыбка»
Цель. Принятие улыбки как приема привлечения внимания партнера и создания положительного эмоционального настроя на партнера и занятие
Учитель. Вспомните слова из песни В. Шаинского «Улыбка». Поприветствуйте своего партнера по общению открытой, доброй улыбкой. Обращаясь к нему с улыбой, скажите несколько приятных слов. И вы уже на пути к гармонии, определяемой тремя главными силами жизни: разума, духа и любви. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию.
Анализ приветствия. Что вы чувствовали, когда улыбались другому человеку? Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытываете, когда вам улыбаются?

Упражнение 1. «Автобиография»
Цель. Восприятие и проявление представлений о себе в социальном и психологическом плане.
Задание. Составьте рассказ о себе.
Инструкция. Нужно представить себя окружающим. Рассказать о том, где учитесь, где живете, какой вы человек, какие у вас интересы, сколько вам лет, какого вы роста имейте в виду, что это ваша заявка о себе, сделайте ее оригинальной, интересной, привлекательной для окружающих.

Упражнение 2. «Свет мой, зеркальце, скажи»
Цель. Личная установка на самоанализ
Задание. Ответить на вопрос «Кто я?»
Инструкция. Вспомните сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». У царицы было зеркальце, которое она время от времени спрашивала:
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Представьте, что вы держите в руках такое волшебное зеркальце и оно дает ответ на ваш вопрос «Кто я?». Возьмите лист бумаги и ответьте на вопрос искренне, запишите ваши определения; чем больше их будет, тем лучше.

Упражнение 3 «Принятие себя»
Цель. Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим, осуществлять самоанализ.
Задание. Определение своих достоинств и недостатков.
Инструкция. Возьмите лист чистой бумаги, разделите его на две колонки: «Мои недостатки» и «Мои достоинства», предельно откровенно запишите в них все, что считаете нужным.

Упражнение 4. «Рисунок Я»
Цель. Создание собственного образа с помощью изобразительных средств.
Задание. Нарисовать свой собственный образ в аллегорической форме.
Инструкция. Возьмите цветные фломастеры и листы формата А-4, постарайтесь нарисовать образ своего Я. Можно рисовать все, что хочется: это может быть пейзаж, натюрморт, подражание детским рисункам, нечто в стиле ребуса, фантастический мир, абстракция – в общем все, что угодно, с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру. Не бойтесь, что у вас не получится или что вы не умеете рисовать.

Упражнение 5. «Девиз»
Цель. Отражение с помощью девиза жизненных установок.
Задание. Сформулировать свой девиз.
Инструкция. В старину у средневековых рыцарей был обычай – на воротах замка, гербе, щите воина писать девиз, то есть краткое изречение, выражающее идею, цель деятельности владельца. Ваш девиз должен заставить вас сконцентрироваться на главном, отражать ваше кредо, отношение к миру в целом, к самому себе – ответить на вопросы: что я умею в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Можете дать к девизу пояснения, приготовьтесь к оглашению девиза перед другими участниками группы.

Упражнение 6 «Мое настроение сегодня»
Цель. Выражение с помощью цветовой палитры настроения от предложенной системы упражнений и общения с коллегами.
Задание. Выразить свое настроение, подняв цветную карточку, объяснить, почему был выбран именно этот цвет.
Инструкция. Выскажите свое настроение от занятия, свяжите его с цветом, который наиболее ярко отражает ваше эмоциональное состояние «здесь» и «теперь»
Анализ занятия. Анкета «Мнение»
Имя участника тренинга ______________________________________
Дата занятия ________________________________________________
Степень твоей включенности: 0,1,2,3,4,5,6,7,8.9, 10 (Обведи кружочком соответствующий балл)
Что мешает тебе быть более включенным в занятие?
Твои основные ошибки в ходе занятия: а) по отношению к себе; б) по отношению к группе; в) по отношению к ведущему.
Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых тебе удалось сделать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.
Что тебе очень не понравилось на прошедшем занятии? Почему?
Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятий и т.п.)
Что ты еще хотел бы написать?
Домашнее задание «Какой Я»
На листе бумаги выпишите приведенные ниже вопросы и ответьте на них:
Мой жизненный путь: мои основные успехи и неудачи.
Мои дружеские связи: с кем я дружен и почему.
Мои конфликты: в чем они состоят и чем я их объясняю.
Мои стимулы: что или кто контролирует мою жизненную активность.
Негативные воздействия: какие и как я хочу их устранить.
Позитивные воздействия: какие хочу использовать или поддержать.
Мои проблемы: что мне мешает жить и что я хочу в связи с этим изменить.
Приложение 2
Сценарий тренингового занятия «Мы и наши дети в общении»
Цель. Принятие субъективности ребенка в сфере коллективных отношений и взаимоотношений педагога как субъекта педагогического общения. Овладение навыками в общении с ребенком. Развитие умений адекватной оценочной деятельности, направленности на выявление позитивных средств общения с ребенком.
Ход занятия.
Учитель. Воспитатель создает для своих питомцев неповторимый детский мир, в котором много света, тепла, уюта, поэтому не случайно наши воспоминания о детстве связываются с детским садом. Уникальный «дом радости» может существовать только благодаря позитивному восприятию детей со стороны педагога, но научиться этому нелегко. Сегодняшнее занятие направлено на формирование навыков положительного, личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста.

Упражнения 1. «Возвращение в свое детство» (грамзапись песни о детстве)
Цель. Активизация уровня подсознательной памяти, вхождение взрослого в «детский мир», рефлексия детского восприятия взрослого (педагога).
Задание. Постарайтесь увидеть себя в ситуации общения с воспитателем в детском возрасте, описать свои ощущения и настроения. Мысленно увидеть себя как бы со стороны, взглядом взрослого (педагога), проанализировать возникшие ощущения.
Инструкция. Послушайте исполнение песни, настройтесь на детские воспоминания, сядьте удобно, закройте глаза, припомните какую-либо ситуацию общения с педагогом в детском возрасте, акцентируйте память на тех ощущениях или настроении в тот момент. Постарайтесь с позиции педагога проанализировать возникшие детские переживания.
Упражнение 2 «Дошкольник в эпитетах»
Цель. Формирование педагогически направленного мышления, позитивной установки на ребенка, интереса к детям.
Задание. Дать характеристику дошкольнику.
Инструкция. Сидя по кругу, каждый из присутствующих дает характеристику дошкольнику одним эпитетом. Повторение не допускается. Вариант выполнения задания: «нарисовать» образ дошкольника по представленным характеристикам (рисунок, словесный рассказ, сказка)

Упражнение 3. «Радость общения с ребенком»
Цель. Создание позитивной установки на общение с ребенком, снятие психологического напряжения и барьеров.
Задание. Закончите фразы «Мне нравится общаться с детьми, потому что», «Длительное общение с детьми меня раздражает, потому что». Разыграйте тактику педагогического общения с детьми в ситуациях, которые не вызывают положительных эмоций воспитателя, обсудите результаты.
Инструкция. Заканчивая предложения, выделите для себя причины описанных отношений к детям в ситуации общения. Разыгрывая ситуацию, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и способах нейтрализации негатива по отношению к детям.

Упражнение 4 «Жизненное пространство»
Цель. Установление дистанции и пространства общения с ребенком.
Задание. Провести упражнение «Живые скульптуры», выделить какие дистанции предпочтительнее для воспитателя в общении с ребенком.
Инструкция. Работа осуществляется в группах-диадах: каждый из вас по очереди будет представлять себя скульптором, который создает из вас обоих скульптурную группу, выражающую ваши взаимоотношения и ваше поведение.

Упражнение 5 «Если я сейчас»
Цель. Выявление позиции взрослого в общении с ребенком. Выработка умения выстраивать собственную тактику общения с ребенком с максимальной пользой для него.
Вариант 1
Задание. Проигрывание ситуаций, когда необходимо занять позицию родителя, взрослого, ребенка.
Инструкция. Вспомните педагогические ситуации общения с детьми (две-три). Опишите их и проанализируйте поведение воспитателя (собственное поведение), сделайте вывод; приведите одну из ситуаций, в которой вам хотелось бы изменить свою позицию.
Вариант 2.
Задание. Закончите предложения: «Если я сейчас родитель, то», «Если я сейчас ребенок, то...»
Инструкция. Закончите предложения. Ответьте на вопрос, какое из перечисленных эго-состояний в общении с детьми является наиболее комфортным, почему вы редко переходите в другие состояния.
Вариант 3.
Задание. Ответить на детские вопросы в позициях «ребенок – ребенку», «ребенок – взрослому». Прокомментировать свои ощущения.
Инструкция. Из книг (К.И. Чуковский «От 2 до 5» или М.М. Кольцова «Ребенок учится говорить») подберите серию детских вопросов. В качестве образца вопросов можно использовать следующие: 1) Почему Луна не падает на Землю? 2) Отчего люди смеются? 3) Почему зебра в полоску?

Упражнение «Активное слушание детей»
Цель. Формирование умения вникать в детские проблемы и «возвращать» ребенку в беседе то, что он нам поведал, при этом обозначив его чувство.
Задание. В анализе предложенных ситуаций поупражняйтесь в способах децентрации личности педагога в процессе общения с дошкольником.
Инструкция. Прочтите мини-ситуации, охарактеризуйте чувства ребенка.
Ребенку сделали укол, плачет: «Доктор плохой!»
Старший сын – маме: «Ты всегда ее (младшую сестру) защищаешь, говоришь «маленькая», а меня никогда не жалеешь».
Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой!!! Моя чашка»
Мама укладывает дочь спать. Маленькая Маша просит маму посидеть с ней.
Мама сидит на скамейке в парке, к ней в слезах подбегает ее малыш: «Он отнял мою машинку!»
Перед данной работой обратитесь к советам автора книги «Общаться с ребенком. Как?» Ю.Б. Гиппенрейтер, которая обращает внимание на проблемы, возникающие при контакте взрослого с ребенком.
Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Вынеси!», «Сделай!», «Убери!»
Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если не прекратишь это делать, то», «Не придешь вовремя, не сделаешь» пеняй на себя», «Если еще раз повторится, то»
Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты должен», «Ты обязан»
Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи», «Я бы на твоем месте», «По-моему, надо пойти и извиниться»
Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой», «Сколько раз я тебе говорила», «Не послушалась – пеняй на себя!»
Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже», «Опять все сделал(а) не так!», «Вечно ты», «Все из-за тебя»
Похвала. Не слишком часто хвалить ребенка! (В похвале всегда есть элемент оценки: «Ты у нас самая красивая») Когда ребенка постоянно хвалят, он к этому привыкает, может стать зависимым от похвалы, может заподозрить, что вы неискренни.
Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой!», «Какой же ты лентяй!»
Догадки, интерпретация: «Опять небось», «Я все равно вижу что ты меня» (обманываешь, говоришь неправду)»
Выспрашивание, расследование: «Что же все-таки случилось?», «Нет, ты все-таки скажи», «Я все равно узнаю», «Ну почему же ты молчишь?»
Сочувствие на словах, уговоры, увещевания: «Не обращай внимания», «Перемелется, мука будет».
Отшучивания, уход от разговора: «Не до тебя», «Вечно ты со своми жалобами»
Анализ занятия
Что понравилось на занятии больше всего?
Какое упражнение показалось наиболее интересным?
Какие трудности возникли во время работы на занятии?
Тренинговые занятия дают возможность адаптировать знания каждого учащегося к своей личностной структуре, помогают развивать способность к установлению контактов, пониманию и уважению окружающих, помогают развивать у будущих воспитателей творческий подход к профессиональной деятельности. Все это вместе взятое является необходимым компонентом гуманизации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515

1. Давайте знакомиться!

Цель. Знакомство с правилами психологического тренинга, обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе, выработка ритуала прощания.

Задачи. Формирование представлений или актуализация имеющихся знаний о психологическом тренинге; обсуждение и принятие правил психотренинга (совместной деятельности).

Оборудование. Мяч или мягкая игрушка, листы бумаги, в том числе с надписью «Нам нужны правила», ватманский лист с надписью «На психологическом тренинге:» (см. текст занятия), фломастеры.

Ход занятия

Вводная часть. После обычного приветствия ведущий предлагает участникам выполнить упражнение «Имя и качество»: участники сидят в кругу (желательно, чтобы и все последующие тренинги проводились в кругу) и, передавая друг другу мяч или игрушку называют свое имя и какое-либо одно свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть в его имени, фамилии или в отчестве. Можно выполнять это упражнение в технике «Снежный ком»: каждый следующий участник повторяет все, что было сказано до него и прибавляет свое имя и качество. Подводя итоги, ведущий обращает внимание участников на разнообразие качеств друг друга, подчеркивает, что, несмотря на то, что все они очень разные, им предстоит совместная работа.

Ведущий задает вопрос: что необходимо собравшимся вместе очень разным людям для успешности их совместной работы. Подводя итоги обсуждения, ведущий побуждает участников подумать о необходимости соблюдать определенные правила. На столе, на доске или в центре круга укрепляется лист бумаги с надписью «Нам нужны правила». Ведущий подчеркивает, что для того чтобы разработать правила, надо понять, чем предстоит заниматься на психологическом тренинге.

Зачем ученики ходят на уроки?

Есть ли правила поведения на уроках и в чем они состоят?

Чем отличается наше сегодняшнее занятие от урока?



Будут ли отличаться ли правила поведения на психотренинге от правил поведения на уроке, почему?

Какие есть идеи о том, что мы будем делать на психотренинге? (подчеркнуть самые интересные идеи)

Основная часть. Ведущий сравнивает дискуссию, которая проходила в начале урока в свободной форме и обсуждение, когда все высказывались по очереди. Предлагая участникам оценить, когда им было удобнее, обращает внимание на удобство второго варианта. Для закрепления убеждения в преимуществах второго варианта можно выполнить упражнение «Мой адрес» : все одновременно называют свои домашние адреса, при этом каждый должен стараться, чтобы именно его адрес услышали окружающие; далее ведущий предлагает любому участнику повторить адрес кого-либо, находившегося в отдаленной части помещения. После краткого обсуждения причин, по которым не удалось понять информацию, предлагается сформулировать правило, которое записывается на «черновике»: нельзя перебивать друг друга. После дальнейшего обсуждения записывается второе правило – нельзя мешать друг другу.

Ведущий сообщает, что на тренингах будут обсуждаться самые различные жизненные вопросы, мнение по которым у каждого может быть свое. Задает вопрос - должны ли у всех быть одинаковые мнения и подчеркивает, что на тренинге нет правильных и неправильных ответов и мнений. Даже если участники будут спорить друг с другом, они постараются не ругаться. Формулируется третье правило – нельзя оскорблять друг друга.

Ведущий демонстрирует черновик, на котором три записи: «нельзя перебивать друг друга», «нельзя мешать друг другу», «нельзя оскорблять друг друга». Подчеркивает, что правил может быть очень много, но основные уже записаны, правда, звучат они как-то слишком строго. Почему? В ответах подчеркивает, что строгость придает слово «нельзя». Предлагает подумать, как его заменить на слово «можно». После обсуждения предлагает свой вариант (или записанный со слов участников), при этом каждое правило записано на отдельном листке.

«Можно быть уверенным, что когда ты говоришь, тебя не будут перебивать»

«Можно делать все, что не мешает никому из присутствующих»

«Можно твердо надеяться, что тебя никто не оскорбит»

После обсуждения формулировок, участникам предлагается расположить правила в любом порядке. Правила закрепляются на листе ватмана, на котором вверху написано «На психологическом тренинге» (этот лист заменяет собой надпись «Нам нужны правила»). Один из участников или трое по очереди читают правила вслух.

С этого момента «Правила» должны все время находиться в аудитории, где проходит тренинг.

Заключительная часть . Осмысление полученного опыта. Ведущий предлагает участникам обменяться впечатлениями о первом занятии: выполняется упражнение «Цвет моего настроения»: участники в кругу, передавая друг другу мяч или игрушку, сообщают, с каким цветом ассоциируется их настроение. Данное упражнение можно варьировать: дать каждому участнику лист бумаги и цветные карандаши или фломастеры и попросить нарисовать своё настроение. В конце, каждый комментирует свой рисунок. По желанию участников данные рисунки можно повесить в классе.

Далее обращается внимание участников на то, что занятие подходит к концу, и надо будет прощаться. Зачем люди прощаются? При обсуждении ведущий побуждает детей соблюдать принятые правила тренинга. По ходу высказываний ведущий подчеркивает наиболее интересные идеи, предлагает придумать ритуал прощания. После обсуждения можно предложить такой вариант: все, стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят «ДО-СВИ-ДА-НИ-МЫ», на последнем слоге, не разнимая рук, поднимают их вверх и делают шаг к середине круга. Повторить несколько раз. Ритуалы могут быть самыми разнообразными, только группа может выбрать себе свой ритуал.

Ведущий обращает внимание, что пока еще не придумано как здороваться – это будет домашнее задание. Кроме того, предлагается обсудить с родителями правила поведения на тренинге и подумать: нужно ли что-нибудь к ним добавить.

Ведущему на заметку. В вводной части при обсуждении, которое должно идти в свободной форме, может возникнуть шум в аудитории. Рекомендуется не одергивать участников – они сами почувствуют неудобство, когда все говорят одновременно и не слышат друг друга.

2. Я расту, я меняюсь

Цель. Развитие представлений о подростковом возрасте; причинах, по которым происходят изменения в физическом и эмоциональном состоянии человека в период взросления; снижение уровня тревожности, формирование позитивного образа будущего.

Задачи. Актуализировать представления о подростковом возрасте как особом этапе в жизни человека; развивать умение видеть причины изменений в своем физическом и эмоциональном состоянии, понимать временный характер их негативных проявлений, стремление научиться управлять своими эмоциями и поведением; помочь осмыслить место подросткового возраста в жизни человека.

Оборудование . Три листа ватмана размером А-3, изображения (фотографии или вырезки из журналов) детей, подростков, взрослых – по 5-6 на каждую возрастную категорию, лист А-3 «Плюсы и минусы подросткового возраста» (см. в тексте занятия), клей.

Ход занятия

Вводная часть. Обсуждается ритуал приветствия, который участники предлагают по итогам выполненного домашнего задания.Выбирается понравившийся вариант. Далее все занятия будут начинаться с этого приветствия.

Выполняется «разогревающее» упражнение. Например, «Поменяйтесь местами те, кто». Ведущий убирает из круга свой стул, встает в центр, и просит поменяться местами тех, кто…, любит сладкое (…у кого есть домашние животные, кто умеет кататься на велосипеде, … и т.п.), а задача ведущего занять свободное место. Тот участник, кому не хватает стула – становится ведущим.

В центре круга раскладываются изображения детей (в дошкольном и младшем школьном возрасте), подростков (младших и старших), взрослых (от молодого до зрелого возраста). Участникам предлагается разложить все эти изображения на три части, объединенные какими-либо общими признаками – для выполнения этого задания ведущий может сам пригласить кого-либо из участников, либо участники выбирают тех, кто будет выполнять задание, при помощи любой считалки. После завершения работы участники рассматривают получившиеся группы изображений, вносят исправления, если это необходимо, и обсуждают: что объединяет каждую группу, как одним словом можно обозначить возраст этих людей.

Для удобства изображения укрепляются на трех различных листах ватмана. Участники делятся на три группы, каждая из которых получают по одному листу, и обсуждают характерные признаки людей возрастной категории, изображенной на этих листах. После короткого обсуждения, каждая группа дает свою характеристику, причем описание должно касаться не только внешности, но и того, какие повседневные обязанности обычно выполняют люди этого возраста, как они проявляют свои эмоции и т.п. Подводя итоги, ведущий обращает внимание на термин «подростки»: это уже не дети (больше обязанностей и больше возможностей – физических и интеллектуальных), но еще не взрослые (недостаточно опыта и знаний, меньше обязанностей и ответственности). Необходимо подчеркнуть, что это особый период в жизни человека, предложить желающим привести аргументы в пользу этого утверждения.

Основная часть. Ведущий предлагает участникам занять свои места в кругу и посмотреть на изображения подростков (другие изображения убираются), представить себе пятиклассника и девятиклассника, найти похожие изображения на листе ватмана, сравнить их внешне и описать собирательный образ этих подростков: увлечения, характер, повседневные обязанности и т.п. (проводится в форме свободной беседы). Обращается внимание участников на резкие изменения, происходящие с человеком в подростковом возрасте, когда, в течение короткого времени меняется его облик - от почти детского до почти взрослого; его обязанности и его ответственность, его привычки, характер и т.п. Желающие могут привести собственные примеры.

Группа делится на две части. Одна из них должна обсудить и привести аргументы в пользу утверждения «Подростковый возраст – это трудный возраст», другая - «Подростковый возраст – это важный возраст». По ходу высказываний участников заполняется лист А-3 «Плюсы и минусы подросткового возраста» (лист разделен вертикальной чертой, слева вверху «+», справа вверху «-»).

По завершении ведущий подводит участников к пониманию временного характера негативных проявлений подросткового возраста: резкие перемены настроения, ухудшение внешности, конфликтность характера. При этом необходимо подчеркнуть, что все эти особенности подросткового возраста являются «нормой» и дать пояснения причин этих явлений (изменение гормонального фона, быстрый физический рост, отсутствие жизненного опыта и т.п.). С другой стороны следует обратить внимание на быстро растущие физические и интеллектуальные возможности подростков, появление новых увлечений, развитие волевых качеств и способности управлять собой в отличие от маленьких детей, расширение круга общения и т.п.

Заключительная часть . Участникам предлагается вспомнить: как они вели себя в детстве, если происходил какой-либо конфликт или им наносили обиду. После того, как выскажутся желающие, ведущий подчеркивает такие высказывания, как «затевал драку», «плакал», «убегал», «жаловался взрослым». Задается вопрос: «Как ведут себя в таких ситуациях подростки?». В ответах подчеркиваются выказывания типа «обижается и замыкается в себе», «оскорбляет обидчика», «лезет в драку» и т.п. Как поступают в подобных обстоятельствах взрослые – подчеркнуть признаки зрелого поведения: поиски причин конфликта, попытки найти компромиссное решение, обращение к правосудию и т.д.

По завершении демонстрируется лист ватмана с изображениями взрослых людей, ведущий подчеркивает, что все взрослые когда-то были подростками, прошли трудности этого возраста и приобрели в этот период очень важный жизненный опыт.

Участники выполняют упражнение «Цвет моего настроения», и «Подарок по кругу» (каждый участник придумывает какой-нибудь воображаемый подарок своему соседу и дарит с разными пожеланиями).

Домашнее задание. Рассмотреть с родителями их подростковые фотографии и расспросить об их жизни в тот период – был ли он трудным, интересным, чем запомнился.

Ритуал завершения занятия.

Ведущему на заметку. Таблица «Плюсы и минусы подросткового возраста» может заполняться на доске.

3. Мое настроение: отчего оно зависит?

Цель. Развитие навыков контроля и регуляции своего настроения.

Задачи . Актуализировать представления о факторах, влияющих на настроение людей; развивать навыки произвольной регуляции собственного настроения; помочь осмыслить и отработать приобретенный опыт.

Оборудование . Мяч или мягкая игрушка, листы бумаги А-3, набор цветных карандашей (фломастеров) или красок и кисточек для каждой краски.Ход занятия

Вводная часть . После ритуала приветствия проводится обсуждение домашнего задания. Разогревающее упражнение «Встаньте, сколько назовут» : по команде ведущего: «Встаньте, четверо (трое, пятеро и т.д.), должны встать учащиеся в указанном количестве. При выполнении упражнения каждый участник должен, не договариваясь ни с кем, самостоятельно принять решение (угадать!) вставать ли ему сейчас или оставаться сидеть. Упражнение выполняется до тех пор, пока оно не будет сделано правильно.

Далее участникам предлагается по очереди на общем листе бумаги изобразить свое настроение цветным карандашом, фломастером или краской – все выстраиваются в цепочку и в быстром темпе, подходя к столу, делают росчерк каким-либо цветным карандашом. По окончании ведущий предлагает участникам ответить на вопрос, какое у группы общее настроение (яркие и светлые тона свидетельствуют о преобладании хорошего настроения).

Ведущий побуждает участников вспомнить ситуации, когда наше настроение бывает не таким уж хорошим – желающие приводят примеры, передавая друг другу мяч или игрушку.

По кругу передается лист бумаги, на котором участники по очереди, выбирая карандаш (фломастер) соответствующего цвета, изображают свое настроение, когда:

Тебе предстоит делать то, чего ты делать не хочешь;

Кто-то указывает тебе на твои недостатки;

Кто-то несправедливо обвиняет тебя;

Кто-то не выполнил то, что тебе пообещал;

Ты получаешь оценку хуже, чем предполагал;

Можно одни и те же ситуации предлагать нескольким участникам.

Ведущий демонстрирует оба листа, укрепляет их на доске и предлагает обсудить, что же такое настроение. Участники отвечают по кругу, продолжая фразу: «Настроение – это…». Далее обсуждается, от чего может зависеть наше настроение. Подводя итог высказываниям желающих, ведущий подчеркивает, что на настроение влияют не только реальные события, но и воспоминания, самочувствие, погода и т.п.

Основная часть . Ведущий предлагает вспомнить, что мы чувствуем, когда у нас плохое настроение. В высказываниях подчеркнуть: подавленность, беспокойство, раздражение и т.п. Обсудить, нужно ли человеку уметь преодолевать свое настроение, в каких случаях (когда необходимо выполнять свои обязанности, несмотря на настроение, бывают ситуации, когда нельзя показывать, что у тебя плохо настроение и т.п.). Обратить внимание, что в жизни каждого человека возникает необходимость управлять своим настроением. Желающим предлагается рассказать, как он справляется со своим плохим настроением (побыть одному, встретиться с другом, пожаловаться близким, послушать музыку, порисовать, поиграть с домашним питомцем). Завершая, ведущий предлагает тем участникам, которые не высказывались, выбрать лучший, с их сточки зрения, способ. Подводя итог обсуждению, ведущий подчеркивает, что тот, кто умеет управлять своим настроением, получает серьезное преимущество (может вовремя сосредоточиться, хорошо справляться с делами, не выдавать себя и т.п.) – примеры могут привести сами дети.

Заключительная часть. Ведущий напоминает о том, какое настроение было у участников после игры в начале занятия. Затем предлагает способ улучшать свое настроение при помощи специального упражнения. Выполняется упражнение «Вверх по радуге»: все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3-4- раза.

Домашнее задание . Научить родителей (близких) упражнению «Вверх по радуге» и выполнить его совместно с ними.

Ритуал завершения занятия.

4. Уверенный - неуверенный - грубый

Глава 3.1 Практическая психология тренинга как искусство

Сценарии тренинговых занятий

Когда некоторые специалисты-практики говорят о том, что можно создать замечательный сценарий занятия, который может транслироваться и работать – то есть быть эффективным независимо от особенностей личности ведущего и специфики группы, это вызывает, мягко говоря, недоумение. В общем-то в нашей жизни и тем паче в психологической практике все бывает – "На свете много есть такого, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!", но все-таки: если бы созданный неким специалистом один раз, апробированный на ряде групп сценарий затем был бы "запущен в серийное производство", использовался бы "под копирку" апологетами и, невзирая на погодные условия, обеспечивал бы всякий раз высшую степень эффективности – то все! Можно умывать руки и закрывать все исследовательские психологические институты. А заодно и педагогические вузы.

Были бы разом решены все глобальные методологические, методические, практические проблемы психологии и педагогики. Потому как – вот она, волшебная палочка, универсальный инструмент "исправления" и "выращивания" гармоничной личности. Бери и пользуйся! И пойдут стройными рядами актуализированные субъекты саморазвития. Правда, из инкубатора...

Вспоминается чья-то шутка об одном амбициозном поэте: "Написал пять стихотворений о любви – закрыл тему".

Можно, конечно, помечтать: вот гениальный педагог-новатор подробнейшим образом описывает свои уроки и даже демонстрирует их по телевизору – сотни тысяч менее талантливых учителей но всей стране тут же воспроизводят эти уроки с точностью до запятой и результат: в миллионах ленивых и туго соображающих учащихся вдруг вспыхивает неуемный огонь познания, и они личностно растут прямо на глазах. Тут и там, как грибы, множатся одаренности. Пара лет – и создана новая формация людей, готовых в принципе жить хоть при коммунизме.

Развитие самосознания с целью самоизменения и коррекции поведения;

Содействие личностному росту и саморазвитию.

  1. Задачи

Дать старшекласснику знания о самом себе и научить его получать эти знания;

Способствовать формированию у старшеклассников активного самосознания и навыков волевой саморегуляции;

Способствовать личностному росту старшеклассника, особенно его нравственному самосовершенствованию, создать условия для раскрытия творческого потенциала подростка.

  1. Время, отводимое на данное занятие: 2 учебных часа.
  2. Участники: учащиеся старших классов средней школы.
  3. Сценарий занятия (в виде таблицы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий тренингового занятия .

  1. Тема: Ценностные ориентации.
  2. Цель, которая должна быть достигнута

Развитие самосознания с целью самоизменения и коррекции поведения;

Содействие личностному росту и саморазвитию.

  1. Задачи

Дать старшекласснику знания о самом себе и научить его получать эти знания;

Способствовать формированию у старшеклассников активного самосознания и навыков волевой саморегуляции;

Способствовать личностному росту старшеклассника, особенно его нравственному самосовершенствованию, создать условия для раскрытия творческого потенциала подростка.

  1. Время, отводимое на данное занятие: 2 учебных часа.
  2. Участники: учащиеся старших классов средней школы.
  3. Сценарий занятия (в виде таблицы)

Этап занятия

Время (на каждый этап)

Задачи, решаемые на каждом этапе занятия

Методы (упражнения, психотехники)

Комментарии

Вопросы для обсуждения

1. Разминка.

5-10 минут.

Введение в атмосферу тренинга.

Приветствие:

Насколько вы работоспособны на данный момент (максимально 10 пальцев).

«Имя - характер»

Назвать свое имя и подобрать по любой из букв имени присущую черту характера.

Участники садятся в общий круг.

2. Формулировка темы занятий.

15-20 минут.

Понять, осознать адекватность своей самооценки.

Метод групповой рефлексии.

Вводная беседа.

Существует 3 уровня самооценки:

Самооценка реальная, соответствующая действительности;

Завышенная самооценка;

Заниженная самооценка.

По мере того, как называются эти уровни, учащиеся объясняют, как они это понимают, приводят примеры.

Ответы на каждый вопрос даются по кругу и по мере того, как учащиеся сформулируют ответ.

Вопросы: Как вы считаете, Вы человек хороший?

Почему Вы так считаете? Что Вам дает на это право?

От чего зависит Ваша самооценка?

Мы понимаем, что хорошо, если человек себя оценивает реально. А если человек занижает свои способности, недооценивает свои возможности, не уверен в себе, то как к нему относятся окружающие?

3.Написание «Брачного объявления»

5-10 минут.

Использование приема внутри метода концентрации присутствия для дальнейшей работы в пространстве дискурса в форме обсуждений.

В целях самопрезентации учащимся предлагается написать текст «Брачного объявления».

Написанные объявления собираются и зачитываются ведущим. (но не все).

4. «18 жизненных ценностей».

20-30 минут.

Способствовать личностному росту старшеклассника, особенно его нравственному самосовершенствованию, создать условия для раскрытия творческого потенциала подростка.

Метод операционализации .

У Вас есть 18 жизненных ценностей, которыми пользуется каждая личность.

На чистом листе необходимо пронумеровать слева 18 пунктов (на доске делает учащийся).

- «Вам необходимо написать ценности в порядке убывания по значимости для Вас начиная с 18-й (наиболее ценной).

Посмотрим, как работает эта жизненная программа:

Если будет №18 приобретаю №17 и позволяет иметь №16 позволяет №15 в результате этого я получаю №14 и у меня есть №13 позволяет №12 я смогу №11 позволяет №10. Если есть сбой в программе, то начинаем все сначала: если есть №10, что позволяет №9 при этом позволяет №8.

Ведущий вызывает желающего, который будет выполнять задание на доске, а остальные выполняют на своих местах.

Список 18 жизненных ценностей лежит у каждого на столе.

1. Активная жизнь.

2. Жизненная мудрость.

3. Здоровье.

4. Красота.

5. Любовь.

6. Наличие друзей.

7. Познание.

8. Общественное признание.

9. Работа.

10. Равенство.

11. Свобода.

12.Самостоятельность

13. Счастливая семейная жизнь.

14. Творчество.

15. Удовольствия.

16. Уверенность в себе.

17. Хорошая обстановка.

18. Материальная обеспеченность.

5. Упражнение «Жизненные ценности».

10-15 минут.

Смоделировать ситуацию, позволяющую эффективно способствовать социализации и адаптации к обстоятельствам жизни.

Используется метод групповой рефлексии и концентрации присутствия.

Необходимо написать 6 главных жизненных ценностей, 6-я самая важная и по убывающей (т.е. начиная с 6-й).

Прилетел Дракон и съел одну жизненную ценность (смять одну бумажку). Какие ощущения, какие чувства после этого вы испытываете?

Прилетел Дракон в следующий раз и забрал следующую жизненную ценность. Какие ощущения? Какие чувства и т.д. После того как будут смяты все бумажки сообщить, что прилетел добрый волшебник и разрешил вернуть одну ценность.

Какие ощущения?

Постепенно вернуть все ценности.

У кого порядок изменился?

Может вы хотите поменять бумажки и написать другие?

Лист бумаги разрезан на 6-8 частей (у каждого участника).

Какие ощущения, какие чувства вы испытываете после того, как Дракон съел жизненную ценность (вопрос задается после каждой смятой бумажки) ?

Какие ощущения вы испытываете(вопрос задается после каждой возвращенной ценности) ?

У кого порядок изменился?

Может вы хотите

поменять бумажки и написать другие?

6.Завершение занятия:

5-10 минут.

Способствовать развитию умения воспринимать, понимать и оценивать самих себя и других людей, приобретая т.о. умение глубокого самоанализа, а также смысловой и безоценочной интерпретации себя и других людей.

Метод групповой рефлексии и построения диспозиций.

Беседа - изменили бы вы сейчас написание «Брачного объявления»? И «Почему человеку для того, чтобы переоценить, надо что-то потерять»?

Теперь изменили бы вы сейчас написание «Брачного объявления?

Почему человеку для того чтобы переоценить ситуацию необходимо что-то потерять?

Были использованы:

Программы интенсивного курса «Культура эмоций» Автор - кандидат психологических наук А.А. Востриков

«Я и другие» - тренинг социальных умений. Радионов, Ступницкий, Кардашина. Академия развития 2001, 02, 04гг.

Курс лекций Кардашиной О.В. « Содержание и методика групповой работы с детьми и подростками».


Тренинг не только развивает социальные навыки и навыки общения, но и совершенствует профессионально-психологическую компетенцию субъектов общения.

Тренинг – это прежде всего способ программирования модели управления своим поведением и деятельностью.

Цель тренинговых занятий заключается в расширении социально-психологической компетентности учащихся, в повышении уровня их взаимодействия с дошкольниками, с одноклассниками, в формировании позитивной направленности их личности, эмпатийности, рефлексии.

При организации тренинговых занятий учителям целесообразно опираться на положение о единстве теоретических знаний и практических действий, исходить из того, что тренинг является совокупностью продуманных психолого-педагогических действий и шагов, осуществляемых в определенной последовательности, дает знания и возможность их использования, способствует приобретению или коррекции уже сформированных умений; любое тренинговое занятие – это осознание целей, мотивов, содержания общения, личностной или профессиональной позиции будущего воспитателя.

Специфическими чертами тренинговых занятий как формы обучения являются: наличие постоянной группы участников (10-12 человек); направленность на приобретение определенных знаний, практических умений и личностных качеств; объективизация чувств и эмоций участников тренинга, рефлексии; углубление способности к созданию атмосферы раскованности, свободного и психологически безопасного общения участников.

При конструировании тренинговых занятий необходимо выделить ключевые моменты: определение целей тренинга, проектирование, создание атмосферы занятий. Центральным звеном является проектирование тренинга, включающего в себя разработку содержания занятия, выбор упражнений, отбор методов реализации упражнений, оценки занятия.

Выбор упражнений для занятия. Упражнения, входящие в состав того или иного занятия, могут даваться всей группе, нескольким подгруппами учащихся, персонально участнику тренинга.

Отбор методов реализации упражнений, которые должны быть направлены на приобретение учащимися профессиональных качеств, умений и навыков через воздействие на личностную сферу участников тренинга. Предпочтение может отдаваться групповой дискуссии, ролевым играм, элементам проективного рисования, музыкальной терапии, психогимнастике, решению педагогических ситуаций.

Оценка занятия. Оцениваются результаты тренингового занятия в целом, деятельность каждого участника по достижению целей занятия и личностных целей.

Критериями оценки эффективности занятия и значимости его для каждого участника могут служить:

    успешность (были ли достигнуты цели тренинга и какова его значимость для каждого участника);

    эффективность (какие изменения произошли в развитии личностно-профессиональных качеств и умений участников тренинга);

    производительность (достижение лучших результатов)

Важным элементом тренинговых занятий являются домашние задания, которые представлены двумя блоками:

    аутотренинговые упражнения, цель которых заключается в овладении педагогом элементарными навыками воздействия на свое физическое, психическое состояние с помощью самовнушения и полного мышечного расслабления;

    задания на закрепление умений по теме занятия, его рефлексию, реализацию впечатлений от него.

При организации учебных тренингов учитель может встретиться с трудностями. Часто учащиеся не осознают значимости тренинга как способа углубления их личностно-профессиональных качеств; ограниченные временные рамки учебного занятия не дают возможности полностью реализовать все принципы тренинговых занятий как формы активного социального обучения. Исходя из календарных сроков прохождения той или иной темы курса каждое последующее занятие отсрочено по времени от предыдущего, поэтому наблюдается сложность в закреплении полученных сведений.

Тренинговые занятия – это учебные занятия, поэтому учитель должен стараться, чтобы тренинг не превратился в некое подобие развлечения или, наоборот, затянувшейся дискуссии.

По окончании тренинговых занятий участникам предлагается ответить на вопросы экспресс-опроса.

    В чем вы видите цели тренинговых занятий?

    Как отдельное занятие и занятия по всему курсу способствовали вашей профессионализации?

    Удалось ли вам в процессе тренингов овладеть механизмами педагогического взаимодействия?

    Что дали вам тренинговые занятия в плане личностного и профессионального развития?

Приложение 1

Сценарий тренингового занятия «Кто я? Какой я?»

Цель. Освоение приемов самодиагностики, самораскрытия, активности общения.

Ход занятия.

Учитель . Дорогие друзья! Наша задача – заглянуть в свое Я, поскольку наше Я – одна из самых больших загадок. Иногда Я обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, а подчас это голос озарения и творческой фантазии. Мы будем выражать свое я индивидуальными средствами; самовосприятие личности осуществлять через взгляд на себя, но как бы со стороны, через восприятие нас другими людьми; через самооценку своей деятельности, собственных внутренних состояний (эмоций, ощущений, мыслей); оценку своего внешнего облика.

Приветствие «Улыбка»

Цель. Принятие улыбки как приема привлечения внимания партнера и создания положительного эмоционального настроя на партнера и занятие

Учитель . Вспомните слова из песни В. Шаинского «Улыбка». Поприветствуйте своего партнера по общению открытой, доброй улыбкой. Обращаясь к нему с улыбой, скажите несколько приятных слов. И вы уже на пути к гармонии, определяемой тремя главными силами жизни: разума, духа и любви. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию.

Анализ приветствия. Что вы чувствовали, когда улыбались другому человеку? Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытываете, когда вам улыбаются?

Упражнение 1. «Автобиография»

Цель. Восприятие и проявление представлений о себе в социальном и психологическом плане.

Задание. Составьте рассказ о себе.

Инструкция. Нужно представить себя окружающим. Рассказать о том, где учитесь, где живете, какой вы человек, какие у вас интересы, сколько вам лет, какого вы роста… имейте в виду, что это ваша заявка о себе, сделайте ее оригинальной, интересной, привлекательной для окружающих.

Упражнение 2. «Свет мой, зеркальце, скажи»

Цель. Личная установка на самоанализ

Задание. Ответить на вопрос «Кто я?»

Инструкция. Вспомните сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». У царицы было зеркальце, которое она время от времени спрашивала:

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Представьте, что вы держите в руках такое волшебное зеркальце и оно дает ответ на ваш вопрос «Кто я?». Возьмите лист бумаги и ответьте на вопрос искренне, запишите ваши определения; чем больше их будет, тем лучше.

Упражнение 3 «Принятие себя»

Цель . Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим, осуществлять самоанализ.

Задание. Определение своих достоинств и недостатков.

Инструкция. Возьмите лист чистой бумаги, разделите его на две колонки: «Мои недостатки» и «Мои достоинства», предельно откровенно запишите в них все, что считаете нужным.

Упражнение 4. «Рисунок Я»

Цель. Создание собственного образа с помощью изобразительных средств.

Задание. Нарисовать свой собственный образ в аллегорической форме.

Инструкция. Возьмите цветные фломастеры и листы формата А-4, постарайтесь нарисовать образ своего Я. Можно рисовать все, что хочется: это может быть пейзаж, натюрморт, подражание детским рисункам, нечто в стиле ребуса, фантастический мир, абстракция – в общем все, что угодно, с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру. Не бойтесь, что у вас не получится или что вы не умеете рисовать.

Упражнение 5. «Девиз»

Цель. Отражение с помощью девиза жизненных установок.

Задание. Сформулировать свой девиз.

Инструкция. В старину у средневековых рыцарей был обычай – на воротах замка, гербе, щите воина писать девиз, то есть краткое изречение, выражающее идею, цель деятельности владельца. Ваш девиз должен заставить вас сконцентрироваться на главном, отражать ваше кредо, отношение к миру в целом, к самому себе – ответить на вопросы: что я умею в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Можете дать к девизу пояснения, приготовьтесь к оглашению девиза перед другими участниками группы.

Упражнение 6 «Мое настроение сегодня»

Цель. Выражение с помощью цветовой палитры настроения от предложенной системы упражнений и общения с коллегами.

Задание. Выразить свое настроение, подняв цветную карточку, объяснить, почему был выбран именно этот цвет.

Инструкция . Выскажите свое настроение от занятия, свяжите его с цветом, который наиболее ярко отражает ваше эмоциональное состояние «здесь» и «теперь»

Анализ занятия. Анкета «Мнение»

Имя участника тренинга ______________________________________

Дата занятия ________________________________________________

    Степень твоей включенности: 0,1,2,3,4,5,6,7,8.9, 10 (Обведи кружочком соответствующий балл)

    Что мешает тебе быть более включенным в занятие?

    Твои основные ошибки в ходе занятия: а) по отношению к себе; б) по отношению к группе; в) по отношению к ведущему.

    Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых тебе удалось сделать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.

    Что тебе очень не понравилось на прошедшем занятии? Почему?

    Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятий и т.п.)

    Что ты еще хотел бы написать?

Домашнее задание «Какой Я»

На листе бумаги выпишите приведенные ниже вопросы и ответьте на них:

    Мой жизненный путь: мои основные успехи и неудачи.

    Мои дружеские связи: с кем я дружен и почему.

    Мои конфликты: в чем они состоят и чем я их объясняю.

    Мои стимулы: что или кто контролирует мою жизненную активность.

    Негативные воздействия: какие и как я хочу их устранить.

    Позитивные воздействия: какие хочу использовать или поддержать.

    Мои проблемы: что мне мешает жить и что я хочу в связи с этим изменить.

Приложение 2

Сценарий тренингового занятия «Мы и наши дети в общении»

Цель . Принятие субъективности ребенка в сфере коллективных отношений и взаимоотношений педагога как субъекта педагогического общения. Овладение навыками в общении с ребенком. Развитие умений адекватной оценочной деятельности, направленности на выявление позитивных средств общения с ребенком.

Ход занятия.

Учитель. Воспитатель создает для своих питомцев неповторимый детский мир, в котором много света, тепла, уюта, поэтому не случайно наши воспоминания о детстве связываются с детским садом. Уникальный «дом радости» может существовать только благодаря позитивному восприятию детей со стороны педагога, но научиться этому нелегко. Сегодняшнее занятие направлено на формирование навыков положительного, личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста.

Упражнения 1. «Возвращение в свое детство» (грамзапись песни о детстве)

Цель. Активизация уровня подсознательной памяти, вхождение взрослого в «детский мир», рефлексия детского восприятия взрослого (педагога).

Задание. Постарайтесь увидеть себя в ситуации общения с воспитателем в детском возрасте, описать свои ощущения и настроения. Мысленно увидеть себя как бы со стороны, взглядом взрослого (педагога), проанализировать возникшие ощущения.

Инструкция. Послушайте исполнение песни, настройтесь на детские воспоминания, сядьте удобно, закройте глаза, припомните какую-либо ситуацию общения с педагогом в детском возрасте, акцентируйте память на тех ощущениях или настроении в тот момент. Постарайтесь с позиции педагога проанализировать возникшие детские переживания.

Упражнение 2 «Дошкольник в эпитетах»

Цель. Формирование педагогически направленного мышления, позитивной установки на ребенка, интереса к детям.

Задание. Дать характеристику дошкольнику.

Инструкция. Сидя по кругу, каждый из присутствующих дает характеристику дошкольнику одним эпитетом. Повторение не допускается. Вариант выполнения задания: «нарисовать» образ дошкольника по представленным характеристикам (рисунок, словесный рассказ, сказка)

Упражнение 3. «Радость общения с ребенком»

Цель. Создание позитивной установки на общение с ребенком, снятие психологического напряжения и барьеров.

Задание. Закончите фразы «Мне нравится общаться с детьми, потому что…», «Длительное общение с детьми меня раздражает, потому что…». Разыграйте тактику педагогического общения с детьми в ситуациях, которые не вызывают положительных эмоций воспитателя, обсудите результаты.

Инструкция. Заканчивая предложения, выделите для себя причины описанных отношений к детям в ситуации общения. Разыгрывая ситуацию, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и способах нейтрализации негатива по отношению к детям.

Упражнение 4 «Жизненное пространство»

Цель . Установление дистанции и пространства общения с ребенком.

Задание. Провести упражнение «Живые скульптуры», выделить какие дистанции предпочтительнее для воспитателя в общении с ребенком.

Инструкция . Работа осуществляется в группах-диадах: каждый из вас по очереди будет представлять себя скульптором, который создает из вас обоих скульптурную группу, выражающую ваши взаимоотношения и ваше поведение.

Упражнение 5 «Если я сейчас…»

Цель. Выявление позиции взрослого в общении с ребенком. Выработка умения выстраивать собственную тактику общения с ребенком с максимальной пользой для него.

Вариант 1

Задание. Проигрывание ситуаций, когда необходимо занять позицию родителя, взрослого, ребенка.

Инструкция. Вспомните педагогические ситуации общения с детьми (две-три). Опишите их и проанализируйте поведение воспитателя (собственное поведение), сделайте вывод; приведите одну из ситуаций, в которой вам хотелось бы изменить свою позицию.

Вариант 2.

Задание . Закончите предложения: «Если я сейчас родитель, то…», «Если я сейчас ребенок, то...»

Инструкция. Закончите предложения. Ответьте на вопрос, какое из перечисленных эго-состояний в общении с детьми является наиболее комфортным, почему вы редко переходите в другие состояния.

Вариант 3.

Задание. Ответить на детские вопросы в позициях «ребенок – ребенку», «ребенок – взрослому». Прокомментировать свои ощущения.

Инструкция . Из книг (К.И. Чуковский «От 2 до 5» или М.М. Кольцова «Ребенок учится говорить») подберите серию детских вопросов. В качестве образца вопросов можно использовать следующие: 1) Почему Луна не падает на Землю? 2) Отчего люди смеются? 3) Почему зебра в полоску?

Упражнение «Активное слушание детей»

Цель. Формирование умения вникать в детские проблемы и «возвращать» ребенку в беседе то, что он нам поведал, при этом обозначив его чувство.

Задание. В анализе предложенных ситуаций поупражняйтесь в способах децентрации личности педагога в процессе общения с дошкольником.

Инструкция. Прочтите мини-ситуации, охарактеризуйте чувства ребенка.

    Ребенку сделали укол, плачет: «Доктор плохой!»

    Старший сын – маме: «Ты всегда ее (младшую сестру) защищаешь, говоришь «маленькая», а меня никогда не жалеешь».

    Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой!!! Моя чашка…»

    Мама укладывает дочь спать. Маленькая Маша просит маму посидеть с ней.

    Мама сидит на скамейке в парке, к ней в слезах подбегает ее малыш: «Он отнял мою машинку!»

Перед данной работой обратитесь к советам автора книги «Общаться с ребенком. Как?» Ю.Б. Гиппенрейтер, которая обращает внимание на проблемы, возникающие при контакте взрослого с ребенком.

    Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Вынеси!», «Сделай!», «Убери!»

    Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если не прекратишь это делать, то…», «Не придешь вовремя, не сделаешь…» пеняй на себя», «Если еще раз повторится, то…»

    Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты должен…», «Ты обязан…»

    Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Я бы на твоем месте…», «По-моему, надо пойти и извиниться…»

    Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой…», «Сколько раз я тебе говорила…», «Не послушалась – пеняй на себя!»

    Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже…», «Опять все сделал(а) не так!», «Вечно ты…», «Все из-за тебя…»

    Похвала. Не слишком часто хвалить ребенка! (В похвале всегда есть элемент оценки: «Ты у нас самая красивая…») Когда ребенка постоянно хвалят, он к этому привыкает, может стать зависимым от похвалы, может заподозрить, что вы неискренни.

    Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой!», «Какой же ты лентяй!»

    Догадки, интерпретация: «Опять небось…», «Я все равно вижу что ты меня…» (обманываешь, говоришь неправду)»

    Выспрашивание, расследование: «Что же все-таки случилось?», «Нет, ты все-таки скажи», «Я все равно узнаю», «Ну почему же ты молчишь?»

    Сочувствие на словах, уговоры, увещевания: «Не обращай внимания», «Перемелется, мука будет».

    Отшучивания, уход от разговора: «Не до тебя», «Вечно ты со своми жалобами…»

Анализ занятия

    Что понравилось на занятии больше всего?

    Какое упражнение показалось наиболее интересным?

    Какие трудности возникли во время работы на занятии?

Тренинговые занятия дают возможность адаптировать знания каждого учащегося к своей личностной структуре, помогают развивать способность к установлению контактов, пониманию и уважению окружающих, помогают развивать у будущих воспитателей творческий подход к профессиональной деятельности. Все это вместе взятое является необходимым компонентом гуманизации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: