Весна - чудесная пора классный час на тему. Классные часы о весне Классный час весенние работы в коррекционной школе

Сценарий познавательного игрового часа "Весна! Приходи скорее!" для начальной школы

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №47 город Самара
Описание Мероприятие посвящено празднику "Встреча весны". Предназначен для учащихся начальной школы и среднего звена.Можно использовать для проведения внеклассного мероприятия.
Цель Обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Задачи: Дать детям сведения о празднике "Встреча весны": истории и традициях празднования;
Обогащать опыт ребенка, насыщать этот опыт новыми знаниями и сведениями об окружающем;
Воспитывать любовь к традициям русского народа и его культуре;
Работать над созданием сплоченного коллектива единомышленников, творческого объединения детей;

Ход мероприятия

Звучит музыкальное произведение П.И.Чайковского "Песня жаворонка" выходят ведущие в русских народных костюмах
1 Ведущий
Пускай сугробы во дворе
И снег почти не тает,
Сегодня март в календаре –
Весна в права вступает!

Готовы прыгать к небу мы
И щебетать, как птички, –
Последний день прошёл зимы,
Оторваны странички!

Теплее стало на душе,
Веселью нет преграды,
Улыбки наши до ушей –
Весне мы очень рады!


Учитель
Дорогие ребята! Поздравляю вас с наступлением Весны! Конечно же все мы рады ее приходу, но интересно, а знаете ли вы, как ее встречать нужно? Тогда предлагаю вам не только узнать, но и встретить ее по всем правилам, как встречали ее наши предки.
2 Ведущий
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.
3 Ведущий
22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки.
В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок


или кулик.


1 Ведущий: Первая закличка весны.
Гнать зиму- означало: гнать зиму кочергой,из-под лавок, печей, выметают метлой из дома, со двора, стучат мётлами и палками по заборам, воротам, выкидывают (сжигают) старые веники, лапти, вещи. “Вон, зима, из хаты, а лето в хату”, “Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому”



2 Ведущий
Обрядовое деревце. Небольшую ёлочку украшают лентами, бумажными цветами, овощами и колокольчиками. Ёлку носят по селу, возят на санях, потом приносят туда, где весну кликают, втыкают в каравай. Возле ёлки и трапезничают. Иногда в качестве обрядового используют живое деревце.


Выкапывают небольшую ямку, в которую ссыпают гроши, пшено да мак, кашу из многих зерен - на богатый урожай. Ямку закапывают.
Весну греть - костёр с соломы.


3 Ведущий
Поют песни. Проводят игры. А игры такие. Сейчас и мы поиграем.
"Дрёма"

Дети встают в хоровод, выбирают Дрёму. Его сажают на стул. Играющие ходят вокруг хороводом и поют песню. Дрёма сидит с закрытыми глазами и делает движения руками - «вяжет». Играющие трогают его, толкают, стараются разбудить.
На словах «Вставай, Дрёма...», хоровод останавливается и размыкается. Дрёма лениво встает, потягивается и медленно обходит полукруг. Хочет выбрать себе одного из поющих, но на последнем куплете опять садится на стул и «засыпает».
Выбирают нового Дрёму, который оказывается не таким соней. Выбрав себе пару, на словах «иди, Дрёма, в хоровод» он танцует.

1. Сидит Дрёма,
Сидит Дрёма на скамейке.
Сидит Дрёма на скамейке. Да!
2. Вяжет Дрёма,
Вяжет Дрёма рукавицы,
Вяжет Дрёма рукавицы. Пятый год!
3. Столь не вяжет,
Столь не вяжет, сколько дремлет. Спит...
4. Вставай, Дрёма,
Вставай, Дрёма, стыдно спать. Встань!
5. Иди, Дрёма,
Иди, Дрёма, в хоровод. Спляши!
6. Бери, Дрёма,
Бери, Дрёма, кого хошь. Ну!
7. Вдруг он, Дрёма,
На одну Дрёма взглянул,
На ходу Дрёма заснул. Тьфу!
2 Ведущий
И известная многим игра "Бояре"
«Бояре» - это вариант хоровода-игры «стенка на стенку». Играющие делятся на две шеренги и подходят друг к другу по очереди. В конце песни «Бояре» из одной шеренги в другую переводят девочку.

1. А бояре, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли.
2. А бояре, а зачем же вы к нам?
Молодые, а зачем же вы к нам?
3. А бояре, мы невесту выбирать,
Молодые, мы невесту выбирать.
4. А бояре, она глупая у нас,
Молодые, она глупая у нас.
5. А бояре, а мы выучим ее.
6. А бояре, а чем будете учить?
7. А бояре, а мы плеточкой ее.
8. А бояре, она плеточки боится.
9. А бояре, мы конфетки дадим.
10. А бояре, у ней зубки болят.
11 .А бояре, а мы к доктору сведем.
12. А бояре, она доктора боится.
13. А бояре, открывайте ворота,
Подавайте нам невесту навсегда!
3 Ведущий
Качели на досочке - для девушек- обязательное действо.


Весну кликали.
Выходит фольклорный ансамбль и поет:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

Весна, приди, три угодья принеси!
Первое угодье -
В лугах половодье
Второе угодье -
Солнце на подворье!
Третье угодье -
Зеленое раздолье!

Весна, весна, что ты нам принесла?
- Принесла я вам четыре угодья, ой, ладо моё!
Первое угодье - воды половодье, ой, ладо моё!
Второе угодье - пахарево поле, ой, ладо моё!
Третье угодье - скотинушку в поле, ой, ладо моё!
Четвёртое угодье - народу доброе здоровье, ой, ладо моё!
1 Ведущий
Вторую закличку Весны, или праздник Лели, или Жаворонки отмечаем на весеннее равноденствие. .
К празднику Весны делается уборка, выносится весь накопившейся за зиму хлам. Женщины окуривают по углам дом вереском или можжевельником, зажигая его на сковороде. Затем все домашние скачут через этот огонь, чтобы очиститься от порчи и болезней. За вереском и можжевельником ходят в лес до восхода солнца с такими словами: “Царь лесной и царица лесная, дайте мне на доброе здоровье, на плод и на род”. Хвойными ветками украшают дом.
2 Ведущий
На Вторую закличку хозяйки пекут из ржаного или любого другого теста пичуг: жаворонков и грачей, внутрь закладывают конопляное или льняное семя, сверху обмазывают медом. Некоторые лепят птиц по образу и подобию, но делают и схематично: раскатывают тесто, из него вырезают треугольники - на вершине втыкают два зернышка-глаза, основание разрезают на несколько полосок: крайние заворачивают наверх, это крылья, а посередине - хвост. Печеных птах посылают родным и близким. Дети бегают по улицам с испеченными птицами, подбрасывают их вверх, разбрасывают крошки и кричат: “Жаворонки прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлеб поела”.


Обычно обряд закликания Весны проводят на возвышенном месте, на восходе Солнца. Приходят пораньше, чтобы на заре увидеть, как играет Солнце.


Ансамбль:
Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко!
Выгляни из-за горы,
Да до вешней поры!
Учитель:
По игре Солнца судят, какой будет урожай или загадывают свою судьбу на ближайший год. При появлении Солнца женщины умываются с золота и серебра, чтобы стать богаче и краше.
На праздник приносят крашеные яйца (яйца-крашенки). Этот обычай не христианский, а старинный, природный, вызванный самой жизнью. Яйцо - символ мироздания на закличку красят во все цвета Солнца и Весны - красный, жёлтый, рыжий, зелёный. Яйца подкидывают вверх - кто выше подкинет, катают с горки - у кого дальше укатится. Стоящие рядом устраивают состязание: зажимают в руке яйцо и ударяют им об яйцо соседа*. Затем победившие, у кого яйцо не разобьётся, состязаются между собой, пока не останется один с неразбитым яичком. Победителям дают приз или качают их на руках.
Заклички приобретают обращение к птицам: жаворонкам, куликам,


Ансамбль:
Жаворонки прилетайте
Зиму белу прогоняйте
Гули - гули
Зиму белу прогоняйте
Весну красну созывайте
Гули - гули
Весну красну созывайте
Землю нашу одевайте
Гули - гули
Землю нашу одевайте
Все поляны согревайте
Гули - гули
Все поляны согревайте
Солнце мило приглашайте
Гули - гули
Уж ты пташечка, ты залетная!
Ты слетай на синё море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни лето!
2 Ведущий
Третья закличка на Благовещенье. Вербохлёст. Ляльник. Это уже поистине весенний праздник. Его проводят у живого дерева, которое наряжают. К празднику пекут традиционное весеннее печево - “кресты”: такие квадратные печенья с четырьмя точками-зернышками, разделёнными крестом - символ плодородия. Раньше такие “кресты” толкли до крошек и смешивали с посевными семенами - для лучшего урожая.
Праздник начинается караваем. Каждый отламывает себе кусочек хлеба, который делится на три части: одна отдается Земле-плодородице, другая - Огню, дарителю жизни. Последний кусочек каждый съедает сам.

Ансамбль
Весна красна, тёплое летице,
Ой, лёли, лёли, тёплое летице!
Лето тёплое, зима холодная,
Ой, лёли, лёли, зима холодная!
Зароди, лето, жито густое,
Ой, лёли, лёли, жито густое!
Жито густое, колосистое,
Ой, лёли, лёли, колосистое!
Без вербы - не весна.
Верба распутицу несёт, гонит с реки последний лёд.
Если хорошо верба цветет - пашня будет удачной.
Со стародавних времен люди видели в вербе могучую жизненную силу и в момент цветения вербы стегали ею детей, больных и всех, кому хотели передать эту силу.
Будь здоров на весь год!
Будь так весел как весна!
Будь так крепок, как зима!
Будь здоровый, как вода,
Будь богатый, как земля,
А расти как верба!
2 Ведущий
После играют в весенние игры: Родничок, Заря-заряница, Верба и др.
Парни качают своих Лель на качелях. На костре готовят яичницу или омлет.

Проводится игра "Ручеек"
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

3 Ведущий

Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.
Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.

Тема: Здравствуй, весна.

Цель: создание благоприятных условий для воспитания у младших школьников чувства любви к окружающему миру, потребности в сохранении ее природных богатств.

Задачи:

Образовательные : расширить представления обучающихся о природе и ее закономерностях, правилах охраны родной природы.

Воспитательные : формировать у младших школьников чувство патриотизма, гуманного отношения к родной природе и потребности в ее охране;

Развивающие : развивать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление; развивать умение выделять главное, анализировать, делать выводы.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные: - самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; умение извлекать информацию из текста, схем, иллюстраций; учить видеть необычное в привычном; умение делать умозаключения и выводы в словесной форме; умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Регулятивные: - понимание цели и задач классного часа; планирование своих действий для реализации цели классного часа; умение удерживать внимание на определенном виде деятельности, адекватное восприятие оценок учителя и высказываний одноклассников; умение слушать, когда говорят другие; осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера по коммуникации; умения отвечать на вопросы учителя; умения участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: воспитание эстетического чувства, любви к окружающей природе, бережное отношение к животным, растениям.

Оборудование: презентация, музыка, раздаточный материал.

Форма: познавательная беседа с элементами викторины.

Ход классного часа

1.Организация начала классного часа.

2.Введение в тему классного часа. Целеполагание

Вступительное слово

У: Ребята, на слайде представлены иллюстрации, как вы думаете, что на них изображено?

У: Времена года.

У: А какое сейчас время года?

У: Какое время года наступит после зимы?

У: Все верно, весна.

Тема нашего классного часа «Здравствуй, весна».

У: Что вы знаете о весне?

3.Познавательная беседа.

У: Назовите весенние месяцы?

Д: Март, апрель, май.

У: Все верно.

Март – первый месяц весны.

Давным-давно, в старину, март называли: Солнечник, Капельник.

У: Почему его так называли?

В марте еще повсюду синевой отливают большие сугробы снега, сильны еще по ночам морозы и бодрит морозное утро, но по тому, как все ярче и теплее пригревает солнце, как с каждым днем звонче и веселее капает капель, мы все явственнее ощущаем приближение красавицы-весны.

Март богат своими приметами и праздниками.

У: Какие вы знаете праздники в марте?

14 марта – "На Евдокию погоже – все лето пригоже". По народным приметам, если на Евдокию идет дождь или снег – лето будет дождливым, и наоборот, солнечный день 14 марта предвещает хорошее, сухое лето.

22 марта – день весеннего равноденствия, День "40 святых". Если день теплый – будет 40 теплых дней, а холодный – 40 холодных. У славян существовало поверье, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц, которые на крыльях приносят весну, поэтому на Руси выпекали из теста весенних птичек – жаворонков, и мазали их сладким душистым мёдом.

Апрель – второй месяц весны.

В народе его называли "месяц-водолей", снегогон, месяц вскрытия рек и половодья, птичьих песен, лесных подснежников.

Древнерусское название этого месяца красивое и звучное – цветень; ведь в этом месяце появляется первая зелень, и зацветают некоторые растения. Наши предки также называли этот месяц берёзозолом, считая его злым для берёз, так как в это время начинали заготавливать берёзовый сок.

В апреле также есть свои особые даты и приметы.

У: Какие вы знаете праздники в апреле?

1 апреля – Международный день птиц. Также на Руси его называли "Дарья-грязные проруби", потому что в это время бурные мартовские ручейки весёлыми потоками устремлялись в реки, пруды, озёра и чистая зимняя водичка становилась взбаламученной: грязной, ни попить её нельзя, ни бельё прополоскать, так как бельё в давние времена полоскали в прорубях.

7 апреля – один из больших православных праздников – Благовещение. В этот день люди выпускали из клеток птиц, веря, что это принесет им много добра, счастья и удачи. Данный обычай сохранился у нас и по сей день.

Месяц май – конец весне, лету начало. Это месяц первых гроз, обновления земли, зеленого шума.

Древнерусское название месяца – Травень. И действительно всё вокруг покрывается зеленью и цветами. Май радует нас приятными запахами, удивляет своей красотой, дарит первую грозу.

Одним из майских праздником в старину был семик, во время которого приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ. Важное место в этом празднике занимала любимая всеми берёза, которая считалась символом неисчерпаемой жизненной силы. Девушки заплетали берёзу венками, водили вокруг неё хороводы, "сестрились" – брали её в сёстры за её привлекательность и красоту, которыми она радует всех с ранней весны до поздней осени. В дом приносили березовые веточки, которые засушивали и хранили в укромном месте весь год.

У: Какие вы знаете праздники в мае?

9 мая мы отмечаем прекрасный, почитаемый всеми россиянами праздник – День Великой Победы, день вечной памяти.

24 мая – Вознесение Господне и Мокей Мокрый. Этот день является показателем погоды на все лето. Если этот день дождливый или туманный – то и лето будет сырым – "Мокро на Мокея – жди лета еще мокрее".

И сегодня мы собрались для того, чтобы порадоваться приходу весны, ведь буквально через три дня она настанет и порадует нас своим теплом. Весна – самое прекрасное время года. Это время, когда природа вновь оживает. Ласково светит солнце, зеленеет трава, покрываются листвой деревья, цветут сады, возвращаются к нам с юга птицы. Люди всегда ждут весну, поют о ней песни и читают стихи.

У: Может кто-нибудь знает стихотворения о весне?

У: Сейчас мы вам прочитаем стихотворение Федора Николаевича Глинки «Весна».

Уже душистей стали ели,

И пахнет в воздухе смолой;

Уже луга зазеленели,

И мох кудрится над скалой.

Разделись синие заливы,

И лодки ходят по реке;

Уже заколосились нивы,

И слышно стадо вдалеке...

И воздух полон тишиною,

И как им сладостно дышать!

Так сердце с жизнью неземною

Вдыхает неба благодать.

3. Обобщение полученной информации.

У: А сейчас мы с вами посмотрим видео о весне.

У: Понравилось ли вам видео?

У: Что было на этом видео?

У: А вам нравится весна?

У: Чем она вам нравится?

У: Может быть у кого-то день рождение весной?

У: Хорошо. А вы знали, что птицы на зиму улетают на юг?

У: А вы знаете какие птицы улетают на юг? (жаворонки, грачи, журавли, кукушки, ласточки, лебеди, скворцы, соловьи, цапли, дрозды, пеночка-теньковка, чибисы, славки черноголовые, иволги, малиновки, горихвостки, зимородки, жуланы, мухоловки, зарянки.)

У: Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг – отсутствие еды и холод.

Кроме того, некоторые виды птиц одновременно являются и перелетными и зимующими. Они остаются или покидают места летнего обитания в зависимости от погодных условий. В урожайные годы и при небольших снегопадах зимовать могут свиристели, ореховки, чечетки и снегири. А при неблагоприятной кормовой ситуации они примыкают к тем птицам, какие улетают осенью на юг.

У: Итак, мы с вами вспомнили птиц, которые улетают зимовать на юг, и которые скоро вернутся к нам опять.

У: А сейчас давайте отгадаем загадку.

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький… (подснежник).

У: Все верно, это подснежник.

Может, вы знаете, еще какие-нибудь весенние цветы?

Морозник - название говорит само за себя. Морозник цветет на морозе. Благодаря легенде иногда морозник называют «розой Христа». Впервые он был найден около хлева, где родился Христос, и с тех пор как бы в память об этом событии морозник на юге цветет зимой.

Крокусы - любимые цветы садоводов и озеленителей городов. Расцвели крокусы - значит, пришла весна. Древние греки считали крокус цветком богини утренней зари Авроры, цветком пробуждающейся природы.

Пролеска - едва сойдет снег, появляются голубые цветы пролесок, которые многие неправильно, хотя и заслуженно называют «подснежниками». Большинство видов пролесок имеют ярко-голубые цветы. Полянки цветущих растений в саду напоминают озерца, в которых отражается ясное весеннее небо.

Фиалка - любимейший цветок самых разных народов. О ней слагают стихи и легенды. Ее считают символом нежности, скромности и невинности. Насчитывается более 450 видов фиалок, распространенных по всему земному шару. Самые ранние из них зацветают как только растает снег.

Печеночница - в народе печеночницу называют «перелеской», так как она не любит открытых мест и растет только в лесу. Цветущие печеночницы выглядят очень нарядно, невозможно пройти мимо ярко-голубых пышных букетиков.

У: А сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра «Спорим»

Учитель произносит фразу, после которой ребята должны хором сказать: «Мы не спорим!», если они согласны с утверждением, или

«Спорим-спорим!», если не согласны. Чтобы не затягивать игру, лучше ограничиться небольшим количеством утверждений:

Осенью идут дожди. («Мы не спорим!»)

Ждет весна нас впереди. («Мы не спорим!»)

Целый день мели метели. («Спорим-спорим!»)

Птицы с юга прилетели. (...)

Лист кленовый опадает.

Ландыш белый расцветает.

Яблоки в саду поспели.

В роще соловьи запели.

Мы капусту посолили.

И каток водой залили.

На полях лежит туман.

В огороде - лишь бурьян.

И каникулы всех ждут.

День Победы тут как тут.

Загорать пойдем гурьбою.

Ждет экзамен нас с тобою.

Дни становятся длиннее.

Скоро будет холоднее.

Лужи стали замерзать.

Птицы стали улетать.

Без конфет нам трудно очень.

Скоро осень, между прочим.

Обману я вас сейчас.

Вы ошиблись много раз.

У: Молодцы. А сейчас мы с вами выполним практическую работу.

Практическая работа.

Включается музыка «Звуки природы в лесу».

Мы раздаем каждому ученику по листочку.

Их задача: под музыку нарисовать природу.

4. Подведение итогов

Что вам запомнилось больше всего на уроке?

Каких вспомнили птиц?

С какими цветами мы познакомились на уроке?

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пристень» Пристенского района Курской области

Классный час на тему:

«Весна, весна и все ей рады».

Подготовила учитель начальных классов

Рядных Людмила Николаевна

«Весна, весна и все ей рады»

Цель: формировать познавательный интерес к природе и живому миру Курского края. Прививать любовь к птицам и животным, бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: Презентация с изображением птиц, животных, фотографий времен года. Аппликации с изображением птиц.

Ход классного часа

Сколько света, сколько солнца

И синеют небеса.

Это в гости к нам приходит

Долгожданная весна.

Быстро снег на солнце тает

Ручейки спешат, бегут.

И подснежник расцветает,

Птицы весело поют.

О каком времени года идет речь?

Конечно о весне. Сегодня мы с вами поговорим о весне. Как изменилась природа с приходом весны, как встречают весну птицы и звери.

Звучит песня о весне. Конкурс «Узнай время года»

Назови времена года по перечисленным признакам.

    День стал короче ночи. Холодно. Выпал снег. Деревья стоят в инее. Дети надели теплые шапки и куртки.

Ответ: (зима)

    Жарко. Печет солнце. День длинный. Деревья в зеленом наряде. На лугах много цветов. Вода в реке теплая. Дети плавают и играют.

Ответ: (Лето)

    Стало заметно теплее. Тает снег. Бегут ручьи. С юга летят на родину птицы.

Ответ: (весна)

    Холодный ветер гонит серые тучи. Зачастили дожди. Поля и огороды опустели. Закончился листопад.

Ответ: (осень)

С приходом весны распускаются первые весенние цветы . Давайте вспомним какие первые весенние цветы распускаются весной?

(подснежники, ландыши)

О каком цветке идет речь?

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (подснежник)

Жемчужный колокольчик

Пришел в леса весной.

По лесу он разносит

Чудесный запах свой. (ландыш)

Как вы думаете, можно ли рвать эти цветы? (нет)

Почему?

Да ребята,эти цветы занесены в красную книгу. Они находятся под нашей защитой. А служат они для красоты нашей природы. Радовать нас своими красивыми цветами и ароматным запахом.

О животных.

Какое животное в лесу просыпается с приходом весны? (медведь)

Андрей рассказывает стихотворение.

Без печали и тревоги

Спал медведь в своей берлоге

Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит – каплет…..

Вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил –

Кругом вода!

Заспешил медведь наружу:

Вылез он и видит: лужи, тает снег.

Пришла весна!

Шуба у медведя густая, плотная, а вот холода он боится, и как только зима на порог – мишка в берлогу и спит там до самой весны. Зимой в берлоге рождаются 2-3 медвежонка. Новорожденные питаются молоком матери. Молока немного – ведь медведица зимой ничего не ест и живет за счет жита скопленного летом и особенно осенью.

Почему медвежата рождаются зимой?

Потому, что только в это время у медведя есть свой «дом»- берлога. Ведь летом он бродит по лесу и ночует где придется.

О каких животных мы еще знаем, которые рады приходу весне? (Заяц, волк)

Живут на макушке

Дружные ушки

Вместе встают –

Утру салют!

Дружно дрожат,

Если боятся,

Рядышком спят

На спине у….(зайца)

Зайцу зимой очень трудно, а вот весной появляется сочная, зеленая травка, можно спрятаться под любым кустом.

Зайца можно назвать рекордцменом по скоростному бегу в наших лесах. Спасаясь от врагов он развивает скорость до 80 км/ч.

Потомство у зайцев появляется 3 раза в год. Зайчат первого выводка называют «настовиками», потому что они появляются, когда на снегу появляется наст. Летних зайчат называют «колосовиками» и «листопадничками».

Ученик читает стихотворение.

Физ. Минутка: прослушивание музыки со звуками птиц с закрытыми глазами.

Оживает природа

После зимнего сна:

Солнце ласково греет,

Наступает весна.

Кто прилетает к нам с наступлением весны? (птицы)

От куда они к на прилетают? (с юга)

Конечно же весной прилетают с юга к нам птицы.

Давайте вспомним какие птицы прилетают к нам весной? (Дикие утки, дикие гуси, ласточки, скворцы, аисты, цапли)

Они прилетают к нам весной, вьют гнезда, выводят своих птенцов.

Какую пользу приносят нам птицы?

Как нужно заботиться о птицах? (подкармливать, потому что они потеряли много сил, не разорять их гнезда)

Игра: «Докажи словечко»

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Кто же это?...(соловей)

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно- бронзовый…..(скворец)

На шесте дворец,

Во дворце- певец,

А зовут его ….(скворец)

Эта птица – непоседа

Одного с березой цвета,

И какая с ней морока,

Коль весь день трещит…..(сорока)

Он украшен хохолком

И живет в дупле сухом

Знает весь лесной народ:

Что зовут его…..(удод)

Птичий путь далекий трудный, Во время перелета птицы часто останавливаются, чтобы отдохнуть и покормиться. Но над морями, горами и пустынями им приходиться лететь без остановок 2-3 км.

Аисты, журавли, ласточки летят днем. Трясогузки только ночью. Скворцы, соловьи и многие другие – и днем и ночью. Так совершается перелет птиц.

Давайте вспомним птиц нашего края.

Загадки.

Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки.

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик- чирик!». (воробей)

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее….. (сорока).

Всю ночь летает-

Мышей добывает.

А станет светло-

Спать летит в дупло. (сова)

Спереди шильце,

Сзади- вильце,

Сверху- черное суконце,

Снизу белое полотенце. (ласточка)

Кто присел на толстый сук

И стучит: тук-тук, тук-тук? (дятел)

В лесу ночном кукует птица.

Она назвать себя боится…

Ку-ку..Ку-ку –

Не спит опушка.

А птицу эту звать …(кукушка)

О каком месяце стихи?

Послушайте стихи и скажите о каком они месяце.

Замер лес в прозрачном дымке

На деревьях тают льдинки.

С веток капает капель,

И слышна синицы трель. (март)

Снег сошел. Запахло трелью.

Прокатился в небе гром.

Муравьи под старой елью

Всем семейством строят дом. (апрель)

Дружно лопаются почки,

Распускаются листочки,

На траве роса дрожит,

Лось за радугой бежит. (май)

Мы с вами вспомнили как встречают звери и птицы весну. Давайте теперь вспомним пословицы о весне.

Пословицы.

1.Весна водой богата.

2.Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

3.Весенний день целый год кормит.

4. Посеешь в пору – соберешь зерна гору.

Приметы.

1.Если днем в апреле жарко, ночью прохладно – жди хорошей погоды.

2.Синие облака в апреле к теплу и дождю.

3.Если из березы много сока течет, то будет дождливое лето.

Пришел Федул – ветряк подул.

Что не хватает на картине с приходом весны.?

Задание – дорисуй картину . Давайте посмотрим, найдем и дорисуем то чего не хватает на рисунке чтобы пришла настоящая весна. (солнце)

Подведение итогов классного часа:

1.Что нового вы узнали?

2.Что вам понравилось?

Класс: 4

Классный руководитель: Базрова Б.Д.

Классный час на тему: «И это всё весна…» А. Фет.

Цель:

  1. С пособствовать созданию у учащихся образа весны.
  2. Ра звитие творческого воображения.
  3. Воспитание эстетической культуры.

Оборудование : ваза с букетом живых цветов; аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Времена года- апрель».

Оформление доски : этимология слова весна-время, когда живётся весело; репродукция картин русских художников о весне.

Структура проведения:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Работа по группам.
  3. Подведение итогов.
  4. Домашнее задание.

Ход классного часа.

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, мы сегодня с вами поговорим об одном из прекрасных времён года- весне. Все мы прекрасно знаем, что такое весна. Сегодняшний классный час мне хочется начать со слов В. А. Сухомлинского: «Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебрянных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи..». Не всем раскрывается эта красота, а только тем, кто может не просто смотреть и слушать, а умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядываеся в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков всего сущего. И тот познаётмир, полный удивительных и неожиданных открытий.

Сегодня мы с вами попытамсяоткрыть для себя весну, создать свой образ весны.

2. Подготовительный этап (вопросы и ответы).

(Классный час обращён к духовному опыту детства. Он режиссируется,как мастерская, потому обращаю внимание тому, чтобы создать на классном часу атмосферу творческой деятльности).

Вопросы:

Что значит для вас весна?

Сколько вёсен было в вашей жизни? Почему вы так считаете?

(Обращаю внимание на прямое и переносное значение этого слова).

Обсуждение ответов, обмен мнениями

(Звучит музыка П. И. Чайковского, под музыку учащиеся выполняют задание).

3.Работа по группам.

1группа-записывает ряд смысловых ассоциаций со словом весна.

2группа-записывает ряд созвучныхассоциаций со словом весна

3группа-творческая. Написать лирический этюд «Мои воспоминания о весне».

4. Анализ полученных результатов работы по группам.

(Учащиеся читают свои письменные работы, учитель активно слушает, отмечая вместе с учащимися наиболее яркие, оригинальные фразы и предложения).

Некоторые отрывки из этюдов:

«Весна для меня- нежнейший перелив противоположных пограничных состояний; грустно, потому что уходит зима, радостно, потому чтоприходит царство весны…»

«Весна- это весёлые бесформенные лужицы; весна- служанка Богини радости и счастья; весна- это мои грязные ботинки, но праздник моей души; весна- это естественное чудо природы».

Вывод: Ребята, оказывается вы внимательные наблюдатели, строгие эмоциональные судьи, ваш духовный опыт, несмотря на ваш малый возраст, разнообразен, эмоционален, интересен и богат.

Работа завершается совместной оценкой ответов учащихся.

Обращение к поэзии. Теперь, ребята, попытаемся сравнить ваши наблюдения и впечатления с восприятием этого времени года замечательным поэтом А.А.Фетом.

(А. А. Фет «Это утро, радость эта…»-читает специально подготовленный ученик).

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод.

Этот крик и вереницы.

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод.

Эти ивы и берёзы.

Эти капли- эти слёзы,

Этот пух не лист.

Эти горы, эти долы.

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист

Эти горы без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна.

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё весна.

У чащиеся ещё раз самостоятельно читают стихотворение. Вопросы для обсуждения составляют вместе с учителем.

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение?
  2. Какие ассоциации вызывает оно у читателя?
  3. Как развивается образ весны?
  4. Какой мир содаётсяв стихотворении?

Учащиеся дают разнообразные ответы.

Наиболее оригинальные из них: «Каждое выражение Фета- картина», «Стихотворение проникнуто единым настроением радости», «Наступление весны для поэта- бесконечное наслаждение жизнью…»

5.Подведение итога.

При сопоставлении личных наблюдений, впечатлений о весне учащиеся пришли к выводу, что их чувства перекликаются с чувсвами и образами поэта. Каждый из них открыл в себе поэта. Вот некоторые из них: весна- это форма постижения истины; весна- это некий мир мечты о прекрасном; весна- это мир сбывающихся и несбыточных надежд; весна- это нечто прекрасное;весна- это сама жизнь.

Ребята, в нашей жизни всегда есть весна, надо уметь творить, мечтать, создавать прекрасное.

6.Домашнее задание.

Написать сочинение миниатюру «Моя весна».


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

г. НОВОУЗЕНСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Подготовила:

Морозова Валентина Владимировна

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №4

Классный час « Весна идет, весне дорогу

Цели:

познакомить учащихся с приметами весны, ее особенностями, с жизнью животных и растений весной;

развивать память, внимание, фантазию, творчество, логическое мышление , речь учащихся;

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

- Здравствуйте! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. А вот с кем, расскажите вы сами своими загадками (См приложение)

- Весна прислала шифровку. Если восстановим ряд чисел, то узнаем, чем будем заниматься на уроке.

(Дети разделены на три группы. У каждой группы карточки: буквы с цифрами. Дети складывают слова)

1 ряд У - 5 Ч - 12 И - 14 Т - 24 Ь - 33 С - 40 Я - 44

2 ряд И - 6 Г - 9 Р - 21 А - 22 Т - 24 Ь - 30

3 ряд Т - 7 В - 15 О - 16 Р - 21 И - 25 Т - 32 Ь - 43

- Давайте прочитаем, что у нас получилось?

- Итак, сегодня мы будем с вами учиться творить и играть , побываем в весенним лесу и узнаем, что там происходит. Поможем весне в скорейшем наступлении.

- В путь!

- Посмотрите. Перед нами 3 дорожки. Давайте вспомним, как называются такие линии? (Ломаная. кривая, прямая)

- Как вы думаете, по какой нам надо пойти, чтобы путь был самым коротким и чтобы быстрее помочь весне?

- Итак, идем по прямой дорожке.

Мы в лес за наукой сегодня пойдем,
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
С прямого пути никогда не свернем.

- На нашем пути – домик, где досматривает последний сон мама - ежиха.

Слай 2 ,3

Справка: Ежи относятся к семейству млекопитающих отряда насекомоядных, спина и бока покрыты иглами, живут на опушках лесов, зарослей; длина тела до 30 см; при опасности свертываются в шар; ведут ночной образ жизни; впадают в спячку.

- Давайте не будем мешать маме - ежихе, а поиграем в “молчанку”.

( Игра «Живое – неживое»)

- Молодцы, все справились с заданием, никто не отстал в пути!

- Первыми приносят весну нам на крыльях птицы. Представьте себе, что мы с вами на лесной поляне где много деревьев и на них домики птиц. Как называются дома птиц? (гнёзда, дупло) Слай 4-22

Викторина «Знатоки птиц »

1. Какая птица ходит по дну водоемов? (Оляпка)

Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)

2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

3. Какая птица не высиживает яйца? (Кукушка)

4.Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

5. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

6. Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)

7.Какая птичка самая маленькая? (Колибри)

8. Где синицы вьют гнезда? (В дуплах деревьев)

9.На какие 2 группы делятся птицы? (Зимующие и перелетные)

10.Как называется наука о птицах? (Орнитология)

Внешний вид: Верх и бока головы и шеи бурые, спина, хвост и надхвостье буровато-серые, горло, зоб и грудь белые , у европейских птиц брюшко бурое, у азиатских – белое. У молодых низ тела грязно-белый с поперечным серым рисунком.
Размер: Длина тела = 18-20см, масса = 50-70г. Со скворца.

Отличительные признаки: От бурой оляпки отличается белым горлом и грудью.

Повадки: Оляпка держится всегда у воды. Полет стремительный, всегда низко над водой, по изгибам русла. Плавает, ныряет и ходит по дну речки (против течения). Держится в одиночку и парами.
Характер пребывания: Оседлая птица.

Питание: Личинки водяных насекомых, различные насекомые, преимущественно водные.

Внешний вид: Спина, верх головы и шеи, крылья, хвост, полосы от клюва к затылку черные, щеки, лоб, горло, грудь, брюшко, полоски на крыльях и хвосте, широкие полосы на плечах белые, подхвостье красное. У самца затылок, а у молодых весь верх головы красные.
Размер: Длина тела = 24-26см, масса = 85-90г. Крупнее скворца.

Отличительные признаки: Большой пёстрый дятел от белоспинного дятла отличается черной спиной.

Повадки: Держится на стволах или на ветвях, реже на земле. Полет быстрый, типично ныряющий. По стволу дерева передвигается рывками по спирали снизу вверх. Все движения порывисты. Держится в одиночку и парами.
Характер пребывания: Оседлая и кочующая птица.

Питание: Насекомые, зимой – семена хвойных деревьев. Приносит шишки на одно место – пень или сухой ствол («кузницу»), где в итоге накапливается большая куча шишек.

Наиболее обычный из наших дятлов, на глаза попадается чаще других.

Внешний вид : Верх тела, голова, горло и зоб серые, низ белый с черноватыми поперечными полосами на боках, на хвосте белые пятна и узкая полоска на конце. Кроющие перья кисти крыла белые с поперечными черными полосками. Самки иногда бывают рыжими.
Размер: Меньше голубя.

Отличительные признаки: Обыкновенная кукушка от индийской кукушки отличается по голосу и отсутствием черной полосы на конце хвоста, от глухой кукушки - голосом и полосатыми кроющими перьями крыла.

Повадки: Держится скрытно. Яйца подкладывает в гнезда различных насекомоядных птиц (дроздовых, славковых, трясогузок, мухоловок). Держится в одиночку, реже парами.
Характер пребывания: Перелетная птица.

Питание: Насекомые, в том числе мохнатые гусеницы, которых не едят другие птицы. В небольших количествах ягоды и семена.

Внешний вид: Голова, шея, спина, крылья, хвост – черные, с металлическим отливом; остальное оперение чисто-белое; на крыльях белые пятна. Очень длинный хвост.
Размер: Длина тела = 40-50см, масса = 170-250г. Крупнее голубя.

Отличительные признаки: Сорока легко определяется по характерной черно-белой окраске и длинному хвосту.

Повадки: Полет сороки тяжелый, волнистый, с частыми взмахами коротких крыльев. У сидящей сороки вздрагивает и покачивается хвост. Держится в одиночку, парами и стайками.
Характер пребывания: Оседлая и кочующая птица.

Питание : Сорока – всеядная птица: насекомые, мыши, полевки, разоряет гнезда птиц, семена.

Внешний вид: Все оперение темно-красное; крылья и хвост темные. Самки тускло оливковые. Птицы большеголовые, коренастые. Клюв массивный, концы надклювья и подклювья перекрещиваются.
Размер: Длина тела = 17-19см, масса = 45-50г. С воробья.

Отличительные признаки: От клеста-сосновика в природе отличается с трудом по более тонкому клюву и несколько меньшей величине.

Повадки: Клесты на ветвях принимают разнообразные позы, иногда подвешиваются вниз головой. При лазанье цепляются и клювом. Полет быстрый, волнообразный. Почти всегда держится на деревьях. Держатся стайками. На время гнездования разбиваются на пары.
Характер пребывания: Кочующая птица.

Питание: Семена хвойных деревьев, насекомые.

Африканский страус , поражает своей величиной. Он намного крупнее других современных нам птиц. Высота африканского страуса (до темени) 270 см, вес достигает 70-90 кг, чаще, однако, 50 кг. Страус имеет плотное телосложение, длинную шею и небольшую уплощенную голову, не очень крупный, но широкий клюв.

Шея африканского страуса покрыта коротким пухом. Ноги, во всяком случае, та их часть, которая видна снаружи, тоже не оперены. Цвет оперения у самца страуса черный, а маховые и рулевые перья (которые вследствие указанных выше особенностей строения непригодны для полета) белые. Примечательно большое количество маховых (16 первостепенных, 20-23 второстепенных) и рулевых перьев (последних 50-60). Самка страуса мельче самца и окрашена однообразно в серовато-бурые тона.

Внешний вид : Самец рыжий с зелеными крыльями, самка зеленная с беловатым горлом и крыльями, рыжими боками и черными пятнами на хвосте. С широким хвостом и длинным, загнутым вниз клювом.
Размер: Длина тела = 8см, масса = 3-4г. Значительно меньше воробья.

Повадки: Полет стремительный, сопровождается жужжащим звуком. В полете могут с тихим гудением зависать на одном месте.
Характер пребывания: Перелетная птица.

Питание: Колибри питаются нектаром цветов и мелкими насекомыми.

- Посмотрите, с ветки на ветку, с верхушки одного дерева на другое прыгает белка.

А знаете ли вы, какая у нее бывает окраска? (летом – рыжая, зимой – серо-голубая)

- Есть даже народная примета: “Коли ранняя белка голубая, весна будет ранняя”

- Наша белочка так закружилась, так забегалась с приходом весны, что ей однажды приснился странный сон. Посмотрите, что в этом сне не так. (Небылица. Ответы детей)

Белка Николаенко Л.

Сидит на елке белка, пушистый хвост!

И вижу - держит белка тарелку звезд.

Нет! Это не тарелка, а вазочка на ножке.

И отгрызает белка от вазочки по крошке.

А это и не вазочка! А сыроежка крупная.

Сыроежка красная. Сыроежка хрупкая.

А белочка хруп-хруп -И нету сыроежки.

Нет тарелки звезд И ускакала белка,

Пушистый хвост!

(На доске солнце с разными лучами, на каждом луче свой номер)

- Посмотрите, как ярко светит солнце. Оно радует не только приходу весны, но и вашим успехам. Улыбается солнце, улыбаюсь я и жду ваших улыбок. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. А с улыбкой легче путешествовать.

Ребята, проверим какие вы внимательные?

Задание : Под каким номером лучик самый длинный, короткий, широкий, узкий? Сколько всего лучиков?

- Молодцы! Вы очень наблюдательны.

- Ребята, от теплого весеннего солнца проснулись медвежата. А их заботливые мамы наблюдают за ними.

Справка: Медведи относятся к семейству крупных млекопитающих, отряда хищных, существует 8 видов медведей.

- Расшалились медвежата, играют. А один медвежонок очень любопытный, ведь он родился зимой и не знает что такое весна, все спрашивает у мамы, что такое весна? А мама отвечает, что в народе многое о ней говорят, а что узнаем, расшифровав пословицы. (Работа по группам).

1ряд 3,16,5,1. 19. 4,16,18. 17,16,20,6,12,13,1. - 3,6,19,15,21. 17,18,11,15.6,19,13,1. (Вода с гор потекла - весну принесла).

2 ряд 3, 6, 19, 15, 1. 16, 20, 14, 29, 12, 1, 6, 20. 12, 13, 32, 25, 10. 1 0. 3, 16, 5, 29. (Весна отмыкает ключи и воды)

3 ряд 3,6,19,15,1. 12.18.1.19.15.1. , 5,1. 4.16.13,16,5.15,1. (Весна красна, да голодна).

- Весной просыпаются не только медведи, ежи, но и змеи.

- Подходи к концу наше путешествие. На дом было задание приготовить стихи о весне.

(Чтение стихов) (См.приложение)

- Не только поэты воспевали весну в стихах, а композиторы в музыке. Послушайте музыку Антонио Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»

- Что сегодня нового вы узнали?

Если речка голубая пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая, – значит,
к нам пришла... (весна).
Если снег везде растаял, и трава в лесу видна,
И поет пичужек стая – значит,
к нам пришла...
(весна).
Если солнце разрумянит наши щеки докрасна,
Нам еще приятней станет – значит,
к нам пришла...
(весна).

- Ребята, я совсем забыла, ведь к нам пришла посылка. Давайте посмотрим, что в ней? (Посылка от весны, а в ней раскраски)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: