Конспект и презентация по истории "восстание спартака". Презентация и проект урока по истории "восстание спартака" Восстание спарты презентация





















Включить эффекты

1 из 21

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

Презентация к уроку истории в 5 классе.

Слайд 2




С душою вместе далеко витает.



Слайд 3

Труд рабов

Ошейник раба.

Слайд 4

Восстание Спартака

  1. Причины восстания
  2. Состав восставших
  3. Цели восстания
  4. Ход восстания
  5. Причины поражения
  6. Значение восстания
  • Слайд 5

    Причины восстания

    1. Тяжелое положение рабов
    2. Гражданская война
  • Слайд 6

    Состав восставших

    • Гладиаторы
  • Слайд 7

    Цели восстания

  • Слайд 8

    Ход восстания

    Восставшие спускаются с горы.

    Слайд 9

    Капуя г.Везувий

    Слайд 10

    Капуя г.Везувий

    Слайд 11

    Капуя г.Везувий

    Слайд 12

    Капуя г.Везувий

    Слайд 13

    Капуя г.Везувий

    Слайд 14

    Капуя г.Везувий

    Слайд 15

    Капуя г.Везувий

    Слайд 16

    Физминутка

  • Слайд 17

    Раненый Спартак

  • Слайд 18

    Казнь восставших рабов

    Современный рисунок.

    Слайд 19

    Причины поражения

    • Раскол внутри восставших
    • Плохое вооружение восставших
    • Отсутствие единства
  • Слайд 20

    Ключ к тесту

    С каким событием из истории Древнего Рима вы познакомились?

    а)завоеванием Римом Италии
    б)восстанием рабов
    в)о захвате Цезарем власти в Риме

    Когда оно произошло?

    а)74-71 гг.. до н. э.
    б)49 г. до н. э.
    в)133 г. до н. э.

    Кто был предводителем восстания?

    а)полководец Красс
    б)раб Крикс
    в)гладиатор Спартак

    Каковы были итоги восстания?

    а)армия Спартака захватила Рим
    б)восставшие покинули Италию
    в)армия восставших потерпела поражение

  • Слайд 21

    Рефлексия

    • Мне понравилось на уроке ……….
    • Мне было интересно узнать о …...
  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Тема «Восстание Спартака»

    Тип урока: изучение нового материала

    Цель урока:

    Оборудование:

    Ход урока.

    (Звучит музыка)

    Цирк вокруг бойца плывет, он умирает –

    А в честь убийцы вопль звериный не смолкает.

    Он слышит, но не внемлет. Взор его

    С душою вместе далеко витает.

    Что жизнь ему, и приз, и торжество?

    Пред ним – шалаш на берегу Дуная:

    И детворы его играет стая. И там их мать…

    И вот отец зарезан, римлян забавляя!

    (Ответы уч-ся)

    (видеофрагмент в презентации)

    (Ответы уч-ся)

    (Ответы уч-ся)

    2. Изучение нового материала

    (Ответы уч-ся)

    (Ответы уч-ся)

    (Ответы уч-ся)

    Физминутка

    3. Закрепление.

    4.Домашнее задание

    Прочитайте §51

    По выбору:

    5. Рефлексия.

    Мне понравилось на уроке …………

    Разработка урока для 5 класса

    Тема «Восстание Спартака»

    Учитель истории и обществознания МОУ «СОШ №6» г.Благодарного Аккочкарова З.Н.

    Тип урока: изучение нового материала

    Цель урока: - создать общие представления о положении рабов в Риме, причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака;

    Формировать умения анализировать, самостоятельно работать с учебным текстом, картой;

    Выявить оценочные суждения о борьбе рабов за свободу.

    Оборудование: компьютер, проектор, презентация, электронное учебное пособие «История древнего мира», опорные схемы.

    Ход урока.

    1.Подготовка к восприятию нового материала.

    (Звучит музыка)

    Цирк вокруг бойца плывет, он умирает –

    А в честь убийцы вопль звериный не смолкает.

    Он слышит, но не внемлет. Взор его

    С душою вместе далеко витает.

    Что жизнь ему, и приз, и торжество?

    Пред ним – шалаш на берегу Дуная:

    И детворы его играет стая. И там их мать…

    И вот отец зарезан, римлян забавляя!

    Ребята, вы прослушали отрывок из стихотворения английского поэта Байрона. Догадываетесь ли вы, какое зрелище так выразительно описывает поэт?

    (Ответы уч-ся)

    Молодцы, ребята, правильно. Лучше представить себе зрелищную картину гладиаторских боев поможет нам не только стихотворение, но и фрагмент худ. фильма «Гладиатор»

    (видеофрагмент в презентации)

    А почему гладиаторские бои считали самым страшным зрелищем Древнего Рима?

    (Ответы уч-ся)

    Давайте вспомним, в каком положении находились рабы в древнем Риме.

    (Ответы уч-ся)

    2. Изучение нового материала

    Ни в одном государстве древнего мира не было такого количества рабов, нигде они не находились в таком униженном положении. Поэтому и неудивительно, что именно в Древнем Риме произошло в 74-71 гг. до н.э. самое крупное восстание рабов. Тема нашего урока «Восстание Спартака». В ходе ее изучения мы узнаем о причинах восстания, составе восставших и их целях, рассмотрим ход восстания, причины поражения и значение восстания.

    Итак, давайте вспомним, что представляла собой Италия накануне восстания?

    (Ответы уч-ся)

    Из вышесказанного сделаем выводы, каковы же причины восстания рабов. Ребята, выводы записываем в наших опорных схемах.

    Человеком, сумевшим поднять людей на борьбу, стал Спартак. Он навеки остался в памяти народа, как предводитель восстания. Что же это был за человек? Сейчас мы послушаем нашего выступающего, который подготовил сообщение о нем, используя информацию из сети Интернет.

    Уч-ся: Мы не знаем, как он выглядел, т.к. отсутствуют документы, но многие художники, скульпторы, писатели и другие пытались воссоздать образ героя в своих произведениях искусства. Перед вами памятник Спартаку в Болгарии. Спартак родился около 120 г. до н.э. во Фракии. Он служил в качестве наемника в римской армии, проявил такую храбрость, что его сделали начальником отряда в 10 человек. Постепенно он мог бы добиться высокого положения, но римляне снова начали войну с фракийцами. Спартак не захотел сражаться против своих соотечественников, бежал от римлян и стал на защиту Родины. В одном из сражений его раненого, взяли в плен и продали одному из содержателей гладиаторских школ в Капуе. В гладиаторской школе Лентула Батиата Спартака обучили искусству гладиаторского боя, умению метко наносить смертельные удары.В 76 г. до н.э. Спартак получил свободу и отставку. Как гладиатора высшего класса его переводят в число преподавателей школы. Он развернул в школе агитацию, в результате которой ему удалось создать группу из 200 человек. Это были в основном германцы, фракийцы и галлы, считавшие, что лучше пойти на риск ради свободы, чем рисковать своей жизнью на арене для потехи зрителей.

    Как же начиналось восстание под предводительством Спартака? Прослушаем аудиофрагмент о начале восстания. Слушая речь лектора, постарайтесь определить состав участников восстания

    (аудиофрагмент из электронного учебного пособия «История Древнего мира» 5 класс, БЭНП)

    Кто же участвовал в восстании?

    (Ответы уч-ся)

    Каковы же цели восстания? Это один из спорных вопросов, т.к. отсутствуют документы. Обратимся за помощью к книге итальянского писателя Джованьоли «Спартак». Перед вами лежат листы с фрагментами произведения. Прочитайте текст, обсудите в парах, каковы были цели восставших.

    Итак, ребята, вы прочитали фрагменты, которые помогли вам узнать цели восстания. Каковы же они? Давайте вместе ответим на вопрос и наши рассуждения запишем.

    (Ответы уч-ся)

    Как же происходило само восстание? Как мы уже знаем, войска Спартака укрылись на вершине Везувия. В 73 г. до н. э. войска Рима окружили лагерь восставших. С горы можно было спуститься только одним путем, римляне перегородили его, считая, что рано или поздно рабам придется покинуть свое убежище. Тогда Спартак решился на рискованный шаг. Ночью рабы спустились с крутого склона по сплетенным из виноградной лозы веревкам, зашли римлянам в тыл и обратили врагов в бегство.

    Физминутка . -А теперь, ребята, немного отдохнем. Сейчас мы проведем физминутку под отрывок из оперы Хачатуряна «Спартак. Встали, давайте представим себя гладиаторами, сражающимися в бою.

    Немного отдохнули? Продолжаем работать. После победы над римлянами, в Спартака и успех его армии поверили многие, к нему присоединялись все новые и новые рабы и крестьяне. Сенат отправил против мятежников 2 легиона. Спартак понимал, что ему не одолеть римлян. Он решил прорваться к Альпам, рассчитывая перейти через горы и дать возможность каждому вернуться домой. Но 30тысяч рабов не захотели уходить из Италии и отделились от Спартака. Они решили, что могущество Рима можно сокрушить. Воспользовавшись разногласиями между восставшими, римляне напали на отделившийся от Спартака лагерь и уничтожили его. Вы видите на экране путь движения армии Спартака, найдите в учебниках карту на стр. и на ней проследите этот путь. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар. Римляне не ожидали нападения и были разгромлены. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско. Вскоре путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг. Зачем? Мы этого не знаем. Возможно, рабы, опьяненные победами, надумали окончательно уничтожить власть римлян. Спартак вновь прошел через всю Италию и подошел к проливу, отделяющему ее от Сицилии. Туда намеревался попасть Спартак, чтобы поднять восстание сицилийских рабов и вместе с ними сокрушить могущество Рима. Тем временем с севера подошел с большим войском полководец Красс. Он запер рабов на южной оконечности полуострова. В самой узкой его части он приказал вырыть ров от моря и до моря. За рвом возвели стену из бревен и земли. Спартак не обращал внимания на эту стройку, он ждал пиратские корабли, которые перевезли бы их на Сицилию, но пираты обманули его: получив плату, они уплыли прочь. Восставшие попали в западню, они попытались пробраться сквозь укрепления Красса, только трети удалось вырваться из ловушки. В помощь Крассу Сенат послал 2 полководцев: Помпея и Лукулла. Боясь объединения римских армий Спартак напал на Красса.

    О последнем бое Спартака, который произошел в Апулии в 71 г. до н.э. писал Плутарх. Давайте прочитаем в учебнике, что же он рассказывает.

    Чем же закончился последний бой?

    Восстание было подавлено. 6 тысяч участников были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги, ведущей из Капуи в Рим.

    Желание свободы и мужество восставших было велико, но все же восстание потерпело поражение. Каковы же, по вашему мнению, причины поражения восстания рабов?

    В завершение изучения темы, нужно сказать, что борьба за свободу никогда не бывает бесполезной. А люди, которые проливают кровь за благое дело, остаются бессмертны. Они вечно живут в памяти народа.

    3. Закрепление.

    Итак, ребята, наш урок подходит к завершению. Я предлагаю вам небольшой тест, который поможет, как вы усвоили материал. Перед вами вопросы и варианты ответов. Правильный ответ подчеркните.

    А теперь давайте проверим. Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы, вы отлично усвоили материал. Кто не ответил на 1 вопрос? Будьте повнимательнее.

    4.Домашнее задание

    Прочитайте §51

    По выбору:

    1)Составьте план событий восстания Спартака.

    2)Подготовьте рассказ о восстании Спартака от имени рабовладельца или гладиатора.

    5. Рефлексия.

    Я бы хотела услышать ваше мнение об уроке, продолжите предложение:

    Мне понравилось на уроке …………

    Мне было интересно узнать о…………

    На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу.

    Скачать конспект

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    ВОССТАНИЕ СПАРТАКА 74 – 71 г.г. до н.э Преподаватель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна

    ПЛАН Гладиаторы Причины восстания Ход восстания Причины поражения Героическая личность Спартака

    Название «гладиаторы» произошло от слова «gladius» (меч) или тот, кто используют мечи, меч. Гладиаторы были профессиональными бойцами в Древнем Риме сражавшиеся друг против друга, диких животных и осуждённых преступников, иногда до смерти для развлечения зрителей. Эти бои берут начало во многих городах Римской Республики до образования Римской империи. ГЛАДИАТОРЫ

    Мурмиллион (мирмиллион) - обладатель большого щита. Что означает его название - точно не известно. Помимо щита он носил шлем с полями и забралом и своеобразным петушиным гребнем, короткий защитный наголенник поверх толстой прокладки на левой ноге и короткий меч с прямым лезвием. РАЗНОВИДНОСТИ ГЛАДИАТОРОВ

    Гопломахус. Щит был не квадратным а круглым и выпуклым, и в качестве оружия использовал копье и прямой меч. РАЗНОВИДНОСТИ ГЛАДИАТОРОВ

    Ретиариус - самый легковооруженный боец. Кроме бинтовой повязки на левой руке и металлической пластины на левом плече у него было никакого защитного снаряжения. Для нападения он использовал сеть, трезубец и кинжал. Трезубец держался двумя руками и был на самом деле ужасным орудием, из всех видов оружия он обладал наибольшей силой удара. РАЗНОВИДНОСТИ ГЛАДИАТОРОВ

    Секутор. Вооружение Секутора сходно во многом с вооружением Мурмиллиона. за исключением шлема. Он был закрытый яйцевидной формы, с маленькими отверстиями для зрения и закругленным гребнем. панциря. РАЗНОВИДНОСТИ ГЛАДИАТОРОВ

    Провокаторы. Носили шлем с забралом без полей, металлический нагрудник, средний прямоугольный щит и наголенник на левой ноге и меч, разумеется. РАЗНОВИДНОСТИ ГЛАДИАТОРОВ

    Трэкс носил шлем с полями и забралом и загнутым гребнем в виде грифона, малый выгнутый квадратный щит, трико из толстых бинтов, и два высоких наголенника. В начале он сражался с круглым кривым мечом, а с I в н. э. лезвия изогнулось под углом. РАЗНОВИДНОСТИ ГЛАДИАТОРОВ

    Сциссор. Он носил панцирь, два коротких наголенника, и вместо щита у него был металлическая манжета с серповидным лезвием. РАЗНОВИДНОСТИ ГЛАДИАТОРОВ

    ГЛАДИАТОРЫ экиты (наездники)

    ГЛАДИАТОРЫ трэкс (слева) и мурмиллион

    ГЛАДИАТОРЫ секутор и ретиариус

    ГЛАДИАТОРЫ ретиариус - сциссор

    Рудис - деревянный меч, служивший символом освобождения и, вместе с тем, подтверждения высокого гладиаторского мастерства. РУДИС

    МЕСТО ПРОВЕДЕНИЕ БОЕВ

    скопление большой массы рабов; жестокое обращение с рабами (тяжелое положение). ПРИЧИНЫ ВОССТАНИЯ

    СПАРТАК Родился Спартак во Фракии. Во время одной из захватнических войн его, раненого, взяли в плен и продали одному из содержателей гладиаторских школ. Как гладиатора высшего класса его переводят в число преподавателей школы. Здесь и началась подготовка к восстанию.

    Спартак предводитель восставших; выбрал для лагеря вершину потухшего вулкана Везувий. Цель восставших – стать свободными. Силы Спартака росли за счет рабов, сбежавших из имений, рабов-пастухов, пасших в горах скот. ЗАГОВОР В ГЛАДИАТОРСКОЙ ШКОЛЕ В КАПУЕ

    ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЙСКА СПАРТАКА укрепленный лагерь, тяжеловооруженная пехота, разведка, конница. Армия Спартака становится великой и грозной силой.

    ПОХОДЫ СПАРТАКА

    Плохое вооружение восставших; У Спартака не было четкого плана действий; Восставших обманули пираты; Рим имел огромное военное превосходство над восставшими рабами; Среди восставших постоянно возникали разногласия о дальнейших действиях. ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ ВОССТАВШИХ

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ Задание № 1. Выберите правильный ответ. Причины восстания: а) скопление массы рабов; б) римские легионы поддержали рабов; в) жестокое обращение с рабами.

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ Задание № 2. Впишите недостающие слова. ______________ родом из Фракии, предводитель восставших. Лагерь ___ устроили на вершине вулкана _____________ . Цель восстания _________________ .

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ Задание № 3. Назовите важнейшие причины. Восстание Спартака потерпело поражение, потому что: а) Рим имел огромное военное превосходство над восставшими рабами; б) среди восставших постоянно возникали разногласия о дальнейших действиях; в) Спартаку не удалось привлечь на свою сторону большого количества рабов; г) у восставших не было ясного плана, их цели не раз менялись.


    Слайд 2

    План урока:

    Причины восстания рабов

    Ход восстания

    Причины поражения

    восстания Спартака

    Слайд 3

    Учебная задача:

    Каковы причины поражения

    восстания рабов под

    предводительством

    Спартака?

    Слайд 4

    После гражданских войн в республике, жители которой были измучены неопределенностью военного времени, начались восстания рабов. Самым известным из них стало восстание Спартака в 74-71 гг. до н.э..

    Слайд 5

    (от лат. colosseus - громадный), амфитеатр Флавиев в Риме, памятник древнеримской архитектуры (75-80 н. э.). Служил для гладиаторских боев и др. зрелищ, вмещал ок. 50 тыс. зрителей. Сооружен из туфа, конструкции галерей укреплены бетоном и кирпичом.

    На величественном фасаде три яруса аркад.

    Слайд 6

    Ошейник и табличка раба

  • Слайд 7

    Амфитеатр

  • Слайд 8

    Спартак был свободным жителем провинции Фракия. Затем служил в качестве наемника в римской армии, бежал, но был взят в плен римлянами и продан в гладиаторы. Однако за смелость и отвагу он получил свободу и стал учителем в школе гладиаторов в Капуе.

    Слайд 9

    Подумайте, почему рабы

    поднимали восстания?

    Слайд 10

    Бой гладиаторов

  • Слайд 11

    В 74 г. до н.э. в школе возник заговор рабов. Он был раскрыт и жестоко подавлен, но семидесяти непокорным рабам удалось избежать расправы и покинуть школу.

    Слайд 12

    Восставшие устроили свой лагерь на Везувии. Рабы с соседних вилл и полей присоединялись к ним. Сначала власти Римской республики недооценили силу и мощь восставших. Это дало Спартаку время собрать силы и необходимое вооружение для того, чтобы встретить натиск правительственной армии.

    Слайд 13

    Кратер Везувия

  • Слайд 14

    В 73 г. до н. э. войска Рима окружили лагерь восставших на Везувии. С горы можно было спуститься только одним путем. Римляне перегородили его, полагая, что рано или поздно рабам все-таки придется покинуть свое убежище.

    Слайд 15

    Тогда Спартак решился на рискованный шаг: ночью рабы спустились с крутого склона Везувия по сплетенным из виноградной лозы веревкам и зашли в тыл римлянам. Атакованные внезапно римляне были разбиты.

    Слайд 16

    Бронзовое оружие гладиаторов

  • Слайд 17

    К Спартаку присоединялись все новые и новые рабы и крестьяне. В скором времени в отряде было уже более 10 000 человек.

    Римские наемники не хотели сражаться, многие из них переходили на сторону Спартака. Численность его армии быстро росла и составляла, по разным подсчетам, от 60 до 120 тысяч человек.

    Слайд 18

    Слайд 19

    Но между Спартаком и его ближайшими соратниками возник спор о том, что делать дальше. Спартак не хотел брать штурмом Рим. Он собирался дать рабам возможность вернуться на родину.

    Слайд 20

    Римские легионеры

  • Слайд 21

    Поэтому основные силы под командованием Спартака двинулись на север, а небольшой отряд восставших остался на юге.

    Римляне воспользовались этим промахом. Отряд рабов, оставшийся на юге, был разбит. Но армия Спартака по-прежнему оставалась сильной. Отряды Спартака повернули обратно для того, чтобы вернуться на юг и поднять восстание среди сицилийских рабов.

    Слайд 22

    Римские солдаты

  • Слайд 23

    Чтобы переправиться на о.Сицилию, восставшие договорились с пиратами. За золото пираты пообещали рабам корабли, но, взяв плату, уплыли, не выполнив своего обещания. Восставшие оказались в ловушке.

    Слайд 24

    Командование римской армией принял Марк Лициний Красс. Это был жестокий человек, хитрый и опытный военачальник. Чтобы заставить римскую армию бороться с восставшими, он казнил каждого десятого легионера в отряде, который отказывался сражаться.

    Слайд 1

    ВОССТАНИЕ СПАРТАКА 74 – 71 гг. до н. э.

    Слайд 2

    ПЛАН УРОКА:
    Причины восстания. Походы восставших Итоги восстания

    Слайд 3

    ГЛАДИАТОРСКИЕ ШКОЛЫ
    Название «гладиаторы» произошло от слова «gladius» (меч) или тот, кто используют мечи, меч. Гладиаторы были профессиональными бойцами в Древнем Риме сражавшиеся друг против друга,
    диких животных и осуждённых преступников, иногда до смерти для развлечения зрителей. Эти бои берут начало во многих городах Римской Республики до образования Римской империи

    Слайд 4

    Слайд 5

    Спартак
    Родился Спартак во Фракии. Во время одной из захватнических войн его, раненого, взяли в плен и продали одному из содержателей гладиаторских школ. Как гладиатора высшего класса его переводят в число преподавателей школы. Здесь и началась подготовка к восстанию.

    Слайд 6

    ЗАГОВОР В ГЛАДИАТОРСКОЙ ШКОЛЕ В КАПУЕ
    В 74 г. до н. э. в одной из гладиаторских школ города Капуи возник заговор группы гладиаторов во главе с преподавателями этой школы фракийцем Спартаком и галлом Криксом.
    Заговор был раскрыт, но группе заговорщиков удалось бежать на гору Везувий, где они разбили свой лагерь. Сюда стали собираться другие беглые рабы.

    Слайд 7

    ПРИЧИНЫ ВОССТАНИЯ
    Скопление большой массы рабов. Жестокое обращение с рабами

    Слайд 8

    ПЕРВАЯ ПОБЕДА ВОССТАВШИХ
    Против них был выслан 3-тысячный отряд под командованием Клодия, занявший подступ к Везувию. Воины Спартака сплели из виноградных лоз
    канаты и по ним неожиданно спустились с неприступной кручи в тыл Клодию, нанеся последнему сокрушительный удар. Новое войско во главе с претором Варинием также потерпело поражение, а претор с большим трудом избежал плена.

    Слайд 9

    Борьба
    Восстание разрасталось, оно охватывало уже не только Кампанию, но и другие области Южной Италии. В Лукании и Апулии к Спартаку присоединились многочисленные рабы-пастухи, из которых была организована сильная конница. Спартаку удалось создать сильную армию (по типу римской), хорошо вооруженную и обученную военному искусству; в ее рядах насчитывалось около 70 тыс. человек. Для борьбы с ней римский сенат направил очень крупные военные силы во главе с консулами Г. Лентулом и Л. Геллием. Спартак предпринял попытку пройти по адриатическому побережью в Северную Италию. Вероятно, он стремился вывести восставших рабов из Италии в Германию, Галлию, Фракию и другие страны, откуда они были родом. Консульские армии преградили путь восставшим. Но Спартак, неожиданно напав поочередно на обе консульские армии, разгромил их.

    Слайд 10

    ПОХОДЫ СПАРТАКА

    Слайд 11

    Борьба
    Разбив войска управлявшего Северной Италией наместника Кассия, Спартак неожиданно повернул обратно на юг. Римский сенат сформировал новую армию во главе с Марком Крассом. В 71 г. до н. э. повстанцы по адриатическому побережью прошли в Южную Италию. Спартак решил переправиться в Сицилию; здесь находилось много мятежных рабов, которые пополнили бы таявшие силы восставших. Однако переправа в Сицилию не удалась, так как пираты нарушили договоренность и обманули Спартака. Красс решил воспользоваться тем, что спартаковская армия собралась в самом узком месте Южной Италии.

    Слайд 12

    Борьба
    Он приказал вырыть ров от моря до моря длиной около 55 км, шириной и глубиной 5 м, чтобы отрезать рабов от остальной Италии. Осуществив прорыв, Спартак вывел главные силы своей армии к порту Брундизий, видимо, намереваясь покинуть Италию. В решающей битве с Крассом, получившим подкрепления от Гнея Помпея и Марка Лукулла, осенью 71 г. до н. э. в Лукании, на реке Силариус, армия Спартака потерпела поражение. Сам Спартак, сражавшийся как простой легионер, пал на поле боя. К 63 г. последние очаги восстания были подавлены.

    Слайд 13

    Плохое вооружение восставших; У Спартака не было четкого плана действий; Восставших обманули пираты; Рим имел огромное военное превосходство над восставшими рабами; Среди восставших постоянно возникали разногласия о дальнейших действиях
    ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ

    Слайд 14

    Значение восстаний
    Восстание Спартака глубоко потрясло Древний Рим и его рабовладельческий строй. Оно вошло в мировую историю как крупнейшее восстание рабов во все времена. Это восстание ускорило переход государственной власти в Риме от республиканской формы правления к императорской. Созданная Спартаком военная организация оказалась настолько крепкой, что в течение длительного времени могла с успехом противостоять отборной римской армии. Образ Спартака нашел широкое отражение в мировой художественной литературе и искусстве.

    Проверка домашнего задания
    – Почему в Римском государстве вспыхнула вражда между различными группами его населения? – Кто стал инициатором нового земельного закона? – Как отнеслись к новому закону сенаторы? Почему? – Смогли ли братья Гракхи добиться поставленных целей?

    Восстание Спартака
    История древнего Рима в первые века до н.э. насыщена событиями, связанными с классовой враждой. Сегодня мы познакомимся с событиями крупнейшего восстания рабов древности – восстанием Спартака. (Тему урока запишем в тетрадях)

    Источники рабства в Древнем Риме
    Захват пленниковв войнах
    Как люди попадали в рабство?
    Захват пиратами людейи продажа их в рабство
    Рабство жителей провинций за неуплату налогов
    Дети рабовстановились рабами

    В Древнем Риме рабы были у каждого уважающего себя римлянина. Их называли «говорящим орудием». Особое место среди рабов занимали гладиаторы. Кто знает, кого называли гладиаторами? (Сделайте предположения)

    Запись в тетради Гладиаторы – рабы-бойцы, участвующие в сражениях-представлениях

    Гладиаторские бои становились ярким зрелищем, в котором гладиаторы сражались не на жизнь, а насмерть. Вот как Байрон описывает гладиаторский бой:
    Цирк вкруг бойца плывет, он умирает. А в честь убийцы вопль звериный не смолкает Он слышит, но не внемлет, взор егоС душою вместе над землей витает.Что жизнь ему, и приз, и торжество?Пред ним шалаш на берегу Дуная.И детворы его играет стая,И там их мать… И вот,Отец зарезан… Римлян забавляя…

    Жизнь гладиаторов была незавидной, и в 74 г. до н.э. произошло крупнейшее в древности восстание рабов, которое возглавил один из гладиаторов – Спартак

    Биография Спартака
    Спартак родился во Фракии (рассказ учащегося сопровождается показом объектов на карте). Он сражался против римлян, попал в плен и за свою храбрость был зачислен в легион, где проявил отвагу. За отличия в войне против Митридата был назначен деканом – начальником отряда из десяти человек и заслужил почетную награду – гражданский венок. Когда римляне снова начали войну против фракийцев, Спартак бежал и стал сражаться в рядах своих соотечественников против римлян. Раненый он снова попал в плен к своим врагам; смертная казнь предписанная законом была заменена ему службой гладиатором. Спартак превосходил своих соперников по силе и ловкости, участвовал более чем в ста боях и ни разу не был серьезно ранен. Спартак заслужил себе великую славу во всех амфитеатрах Италии.


    Вопросы к документу: – Как называется документ, и к какому виду источников он относится? – Назовите автора документа – В каком городе находилась школа гладиаторов, о которой рассказывает автор? – Кому принадлежала эта школа? – Предположите, богат ли был владелец гладиаторской школы, почему? – Гладиаторы из каких государств находились в школе гладиаторов? – Как хозяин обращался со своими рабами?

    Работа с историческим документом
    – Были ли довольны рабы своим положением? Что они предприняли? – Много ли гладиаторов содержалось у хозяина школы? – Почему не всем гладиаторам удалось бежать? – Сколько рабов бежали? – Чем были вооружены беглецы? Предположите, почему они не смогли взять оружие, с которым выходили в бой? – Можно ли сказать, что школа Капуи была не единственной в Италии? Почему? – Как автор документа относится к Спартаку, а как к хозяину рабов. Ответьте словами из документа. – А как вы думаете, правильно ли поступили рабы? Почему? – Как вы думаете, что больше ценно для автора документа – рабовладение и жестокость или отвага, физическая сила, ум и доброта? Почему? – Осуждает ли автор поступок рабов? Почему? – Что нового помог узнать вам этот документ? – Найдите в тексте документа причины, по которым рабы совершили побег?

    Запись причин восстания
    Насильственное держание рабов в школе гладиаторов. Несправедливое и жестокое обращение хозяина по отношению к рабам.

    Ход восстания
    Беглецы стазу же покинули Капую. Лагерь они устроили на вершине вулкана Везувий, куда стали сбегаться рабы из окрестных имений. Армия Спартака быстро росла.

    Работа с учебником
    Вопросы к прочитанному(стр247-250): – Как римлянам удалось заточить в ловушку армию Спартака? Ответьте словами из текста учебника. – Почему Спартак не смог переправиться на Сицилию? – Что предложил Спартак своим товарищам? – Что по-вашему помешало армии Спартака переправиться через укрепления Красса?

    Работа с иллюстрацией

    Работа с иллюстрацией
    – Какое событие изображено? К чему оно относится: к политическому событию, историческому деятелю, военной операции, повседневной жизни? – Каково место действия изображенного? – Кто изображен на картине? Легко ли определить социальное положение изображенных? По каким признакам вы определили их социальное положение? – Все ли изображенные на иллюстрации показаны равноценно? – Как показаны рабы, как воины из римской армии? – Можно ли по лицам изображенных определить их отношение друг к другу? – Какие краски использовал художник, изображая это событие? – Попробуйте по картине предположить исход битвы. Почему так решили? Как вы думаете, почему войско Спартака потерпело поражение?

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями: