Микропредприятие льготы по плановым проверкамг. Надзорные каникулы для малого бизнеса. Когда будет действовать запрет на проведение плановых проверок для ИП

От каких проверок освободили малый бизнес

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

От каких проверок освободили малый бизнес

С 1 января 2016 года начнут действовать «надзорные каникулы». Малые компании освободят от большинства плановых проверок на три года.

Суть «надзорных каникул» – избавить от излишней бюрократии те сферы бизнеса, в которых риск опасных последствий «безнадзорности» не велик.

Не работает

Главное в статье

  • Малый бизнес освободят от большинства плановых проверок. И так будет три года подряд. Правда, это не коснется проверок, которые проводят налоговики и фонды.
  • Если чиновники по ошибке включат компанию в план проверок, надо подать заявление и документы, которые подтвердят освобождение.
  • Внеплановые проверки будут проводить, как и раньше. На них новые правила не распространяются.

Каких проверок не будет

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановые проверки в отношении малого бизнеса проводить не будут. Однако запрет касается только тех проверок, которые регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...». Их проводят трудовые инспекции, санэпидемстанции, органы Роспотребнадзора.

Чтобы воспользоваться льготой, хозяйству не придется собирать документы и обращаться в инстанции. Составляя план проверок, чиновники сами исключат из него компанию малого бизнеса.

Что делать, если вас случайно включили в проверочный план

А если организацию по ошибке все же включили в план? Тогда нужно подать заявление. К нему следует приложить документ, подтверждающий незаконность проверки. Достаточно справки, в которой указаны данные о составе участников компании, годовой выручке и численности сотрудников. Ее должен подписать руководитель предприятия. Заявление и справку направьте в тот орган, который решил проверить вашу компанию. Например, для проверок в сфере рекламы это предусматривает письмо ФАС России от 12 августа 2015 г. № АК/41908/15.

На кого не распространяется освобождение

Проверок не избежать компаниям, которые раньше уже серьезно нарушали закон. И потому есть основание проконтролировать их еще раз.

Организацию проверят, если есть постановление о назначении наказания за грубое нарушение правил. Либо о дисквалификации, приостановке деятельности. Или когда лицензию компании аннулировали или приостановили.

Когда компания относится к малому бизнесу

К малому бизнесу относят компании, которые подходят под следующие критерии (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Первое – доля участия РФ, субъекта или муниципального образования, общественных и религиозных организаций, фондов не превышает 25 процентов. А доля иностранных компаний или юрлиц, которые не являются малыми или средними предприятиями, – 49 процентов. Второе – средняя численность сотрудников за предшествующий год до 100 человек. Третье – выручка от реализации без учета НДС или балансовая стоимость активов не превышает 800 млн руб.

Основание – часть 2 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ. Важное условие: проверка, по результатам которой приняли такие постановления или решения, завершилась в последние три года.

Замечу, что назначаемая проверка по тематике должна совпадать с той, во время которой выявили нарушение. Скажем, недочеты нашел Роспотребнадзор. Трудинспекция на этом основании не может включать компанию малого бизнеса в свой план проверок.

Какие проверки останутся

Внеплановые проверки никто не отменял. Их проводят по заявлениям и жалобам граждан. Либо когда у госоргана есть информация, что компания нарушает закон и это может угрожать жизни и здоровью граждан, безопасности государства. По сути, поводом для проверки может служить любое обращение потребителя, сотрудника компании. Или информация, поступившая из иных источников. Обратите внимание: некоторые плановые проверки останутся в силе. Это проверки налоговой инспекции и фондов. А также, к примеру, валютный или экологический надзор.

Важно запомнить!

Экологический надзор проводят в компаниях, которые эксплуатируют объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I или II категории.

Что ждать компаниям после 2018 года

Суть «надзорных каникул» – избавить от излишней бюрократии те сферы бизнеса, в которых риск опасных последствий «безнадзорности» не велик. Риск-ориентированный подход, который ввели законодатели, состоит в следующем. Государство отнесет компанию к определенной группе риска или классу опасности. Критерии для этого определит правительство. И уже для каждой группы/класса разработают условия, определят частоту, интенсивность проверок и иных контрольных мероприятий.

Изменения с 2016 года – лишь первый шаг к риск-ориентированному подходу. В полной мере его начнут применять именно с 2018 года.

налоговые проверки, регистрация и реорганизация, регистрация фирм, юридические консультации

Елена Миско , аудитор, Аудиторская компания ЗАО «Точка опоры»

Существенные нововведения в регулирование государственного контроля деятельности хозяйствующих субъектов вносит с 1 января 2016 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 246-ФЗ).

В частности, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года Законом № 246-ФЗ вводятся «надзорные каникулы» для субъектов малого предпринимательства.

Напоминаем, что с 25 июля 2015 года изменился один из критериев для отнесения потребительского кооператива и коммерческой организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), крестьянского (фермерского) хозяйства, а также индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства – предельное значение выручки.

микропредприятия – 120 млн руб.;

малые предприятия – 800 млн руб.;

средние предприятия – 2 млрд руб.

Новые предельные значения были введены постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 г. №702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Отметим, что не для всех субъектов малого предпринимательства будут действовать «надзорные каникулы».

Под действие закона не попадают субъекты малого предпринимательства, осуществляющие виды деятельности, перечень которых установлен Правительством РФ ). В частности, это деятельность в социальной сфере, в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Кроме того, согласно части 2 статьи 26.1 Закона № 246-ФЗ, контролирующие органы вправе включить в ежегодный план проведения плановых проверок субъекты малого предпринимательства, которые ранее привлекались к административной ответственности за грубые нарушения или в отношении которых было приостановлено и (или) аннулировано действие лицензии, и с даты проведения проверки, на основании которой было вынесено соответствующее решение (постановление), прошло менее трех лет.

Обращаем Ваше внимание, что нормами Закона № 246-ФЗ закрепляется право юридического лица или индивидуального предпринимателя подать в контрольный (надзорный) орган заявление об исключении его из ежегодного плана проверок, если данное лицо или предприниматель полагает, что проверка по нему включена в ежегодный план проверок в нарушение положений Закона № 246-ФЗ.

Следует иметь в виду, что «надзорные каникулы», о которых идет речь в Законе № 246-ФЗ, распространяются не на все виды контрольных (надзорных) мероприятий.

Поскольку Закон № 246-ФЗ вносит изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), то он фактически привязывает действие вышеописанных контрольных послаблений в адрес малого бизнеса только в отношении тех видов государственного контроля, которые не выведены из сферы действия Закона № 294-ФЗ (п.3 и 3.1 Закона № 294-ФЗ).

В частности, «надзорные каникулы» не будут распространяться на , контроль за уплатой взносов во внебюджетные фонды, таможенный контроль, прокурорский надзор.

Другие виды контроля (надзора), на которые не распространяется мораторий на проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства, прямо поименованы статье 6 Закона № 246-ФЗ. В частности, это относится к проверкам в рамках:

федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности,

федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности,

внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»,

федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности.

Наша справка

В течение трех ближайших лет субъект малого предпринимательства может на законном основании быть освобожден от плановых проверок со стороны, к примеру, трудовой инспекции, ФМС, Роспотребнадзора и т.п., если субъект малого предпринимательства:

Не входит в список исключений, для которых Правительством РФ предусмотрен особый порядок проведения контрольных мероприятий;

В рамках своей деятельности не эксплуатирует объекты повышенной опасности и не представляет угрозы окружающей среде;

Не привлекался к административной ответственности и не подвергался приостановке (аннулированию) лицензии в течение трех последних лет.

Вместе с тем Закон № 246-ФЗ не избавит субъекты малого предпринимательства от всех существующих видов государственного контроля. В частности, в указанный трехлетний период налоговые органы, органы ФСС, ФФОМС, ПФР, прокуратура и др. вправе назначить плановую проверку субъекта малого предпринимательства.

Обращаем Ваше внимание, что послабляющие меры, вводимые для стимулирования развития малого бизнеса Законом № 246-ФЗ, касаются только освобождения от плановых проверок. Что касается внеплановых проверок, то для инициирования такой проверки достаточно, в частности, обращения в контролирующий орган любого гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица в случаях:

Возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Напоминаем, что основания для назначения внеплановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и процедура ее проведения регулируются нормами части 10 Закона № 294-ФЗ.

Отметим, что любая организация может получить информацию о том, собирается ли к ней внеплановая проверка, на сайте proverki.gov.ru. На данном интернет-ресурсе размещен единый реестр плановых и внеплановых проверок ФМС, инспекций Минтруда, МЧС и других контролирующих органов. Для получения информации необходимо ввести в специальной форме название организации и ее ИНН и кликнуть кнопку «Найти».

В реестре сведения о внеплановых проверках публикуются не позднее трех рабочих дней после издания приказа о назначении проверки, за исключением проверок, инициированных жалобами потребителями или угрозами причинения вреда жизни и здоровью. В таком случае сведения о проверках появляются в реестре уже после их начала.

В заключение хотим отметить, что организациям и индивидуальным предпринимателям, которые в соответствии с нормами Закона № 246-ФЗ попадают под освобождение от плановых проверок, не нужно документально подтверждать, что они относятся к субъектам малого предпринимательства. В соответствии с частью 4 статьи 26.1 Закона № 246-ФЗ, при планировании контрольных мероприятий контролирующие органы обязаны самостоятельно проверить, относятся ли включенные в план проверок лица к субъектам малого предпринимательства.

В настоящее время перечень видов деятельности установлен Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 №944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»

13.10.2016 «Генеральный Директор» №10, 2016

Деятельность бизнеса контролируют 37 госорганов. О том, какие проверки запланированы в Вашей компании, узнайте на сайте proverki.gov.ru. Однако стоит помнить, что внеплановая проверка может произойти когда угодно, тем более что с 2017 года для этого появятся новые основания.

Восемь основных изменений

Уведомление о плановой проверке с 1 января 2017 года контролеры направят компании по электронной почте (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ). Но только если компания предоставит электронный адрес или укажет его в ЕГРЮЛ. Рассмотрим другие поправки.

1. Ввели мораторий на проверки.

Малый бизнес освободили от неналоговых проверок до 31 декабря 2018 года. Льгота не действует, если за последние три года:

  • компании выписывали административные штрафы за грубое нарушение законодательства;
  • приостанавливали ее деятельность или дисквалифицировали руководителя;
  • аннулировали или приостанавливали действие лицензии.

Еще мораторий не распространяется на компании из сферы здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, экологической, радиационной и атомной безопасности, социальной сферы (ст. 8.1 и 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

2. Потребуют меньше документов.

С 1 июля 2016 года на проверках не вправе требовать разрешения, выписки из ЕГРГ1 и другие документы, которые есть в распоряжении надзорного органа. С 1 января 2017 года у компаний не вправе запрашивать документы до начала проверки (пп. 8,9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

3. Будут меньше штрафовать.

С 4 июля 2016 года малый и средний бизнес не будут штрафовать за нарушение, выявленное в ходе проверки впервые. Вместо штрафа вынесут предупреждение. Льгота не действует для ряда нарушений (Федеральный закон от 03.07.2016 № 31б-ФЗ):

  • непредставление сведений в ФАС России;
  • подделка документов и печатей;
  • недобросовестная конкуренция;
  • неповиновение сотрудникам полиции.

4. Начнут предупреждать компании.

С 1 января 2017 года надзорные органы начнут агитировать компании соблюдать обязательные требования. Например, ФАС России — по размещению рекламы, Росалкогольрегулирование — по лицензиям. Госорганы разместят на сайтах методички по соблюдению правил, проведут семинары и конференции, напечатают разъяснения в СМИ. Будут собирать информацию и обращения граждан о нарушениях со стороны бизнеса. Если обнаружат, что компания допускает нарушения, ее руководителю вынесут предупреждение. Правда, это касается компаний, которых ранее не привлекали к ответственности за нарушения (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ).

5. Появятся новые основания для проверки.

Законодатели утвердят «индикаторы риска нарушений обязательных требований». Если индикаторы будут отклоняться от нормативов, то это повод для внеплановой проверки. Таким индикатором, например, может быть частота поступления жалоб на действия компании. Если по данному параметру бизнес превысит определенный процент, его проверят. Еще законодатели прояснили ситуацию, когда в назначенную дату проверка срывается: директор отсутствовал, офис заперт и т. п. В этих случаях контролеры составят акт о невозможности проведения проверки. В течение трех месяцев надзорный орган вправе назначить новую плановую или внеплановую проверку (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ).

6. Появятся новые виды проверок — без взаимодействия с компанией.

С 1 января 2017 года появятся проверки, при которых контролеры вправе не общаться с директором и представителями компании. К таким проверкам относятся:

  • рейдовые осмотры территорий, акваторий, транспортных средств;
  • обследование земельных объектов;
  • измерение параметров воздуха, вод, почвы;
  • измерение параметров функционирования сетей, средств связи, объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
  • контроль за распространением рекламы;
  • другие мероприятия по контролю.

По итогам проверки компании вправе выдать предупреждение о недопустимости нарушений. Вместе с тем ничто не мешает контролерам впоследствии назначить внеплановую выездную проверку (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ).

7. Появятся проверочные листы.

При проверке контролеры будут использовать проверочные листы, которые сами и разработают. Проверочный лист включает контрольные вопросы, ответы на которые показывают, соблюдает ли компания законы. Если контролеры будут применять проверочные листы, они обязаны приложить их к акту проверки. Добавлю, что пока проверочные листы не утверждены.

8. Начнут применять риск-ориентированный подход на проверках.

Нововведение действует С 3 сентября 2016 года (постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806). Компанию отнесут к определенной категории риска, и это повлияет на количество плановых проверок. Компании с низким риском освободят от плановых проверок. Каждый надзорный орган сам определяет категорию риска и класс опасности компании, исходя из того, насколько вероятны нарушения со стороны компании и насколько негативными будут последствия. При этом будут учитывать информацию о ранее проведенных проверках, назначенных штрафах. Если предприятию не присвоена категория риска, то его отнесут к самому низкому, 6-му классу опасности. Компания может узнать, какую категорию риска ей присвоили, направив запрос в надзорный орган. Информацию предоставят в течение 15 рабочих дней. Предприятие может попросить изменить категорию. Надо написать заявление и представить необходимые документы.

С 1 января 2018 года риск-ориентированный подход будут применять ко всем видам надзора. Пока его применяют:

  • Государственная противопожарная служба МЧС России;
  • Роспотребнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора;
  • Роскомнадзор.

Изменения в проверках отдельных органов

Законодатели приняли поправки, которые следует учесть, чтобы пройти проверку. Напомню, что любой контрольно-надзорный орган вправе назначить внеплановую проверку при следующих нарушениях:

  • неисполнение ранее выданного предписания;
  • жалоба физлица или компании (работника, конкурента, недовольного клиента);
  • угроза жизни и здоровью людей и окружающей среде;
  • грубое нарушение законодательства.

1. Государственная противопожарная служба МЧС России

Служба проверяет соблюдение требований пожарной безопасности в зданиях и строениях, принадлежащих компании на праве собственности или аренды. Периодичность проверок:

  • через три года с даты ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства;

Изменения-2016. С 16 апреля 2016 года на эвакуационных путях и аварийных выходах запрещается устанавливать устройства, препятствующие эвакуации людей. Это раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии. Кроме того, это вращающиеся двери и турникеты (постановление Правительства РФ от 06.04.2016 № 275).

За нарушение требования директора оштрафуют на 15-20 тыс. руб., а компанию — на 150- 200 тыс. руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ). С 3 сентября 2016 года пожарный надзор начал применять риск-ориентированный подход (за основу они возьмут классы пожарной опасности). Компании с высоким риском проверят раз в 3 года, со значительным риском — раз в 4 года, со средним риском — раз в 7 лет, с умеренным риском — раз в 10 лет. Компании с низким риском проверке не подлежат (п. 21 постановления Правительства РФ от 12.04.2012 № 290).

Как подготовиться. Проверьте главные и запасные выходы из офисов, торговых залов, производственных помещений, складов. Эвакуационными являются выходы на улицу, выходы из кабинетов в коридор, на лестницу, переходы в смежную секцию здания и т. п. Если в помещении находится 50 и более человек, должно быть не менее двух эвакуационных выходов.

2. Федеральная служба по труду и занятости

Роструд проверяет оформление трудовых отношений, выплату зарплаты, соблюдение гарантий работников. Периодичность проверок:

  • через три года с даты государственной регистрации компании;
  • через три года с даты последней проверки.

Изменения-2016. Налоговики организовали горячую линию для жалоб работников на «серую» зарплату. Осенью начнут вести пропаганду среди сотрудников российских компаний. Еще контролеры проводят комиссии с участием инспекторов Роструда. А поводов для проверок стало больше. Так, с 3 октября задержка и неполная выплата зарплаты обойдется директору в 10-20 тыс. руб. вместо 1-5 тыс. руб. За повторное нарушение директора дисквалифицируют на 1-3 года (п. 6 ст. 5.27 КоАП РФ). Пени за просрочку выплат посчитают исходя из 1/150 ключевой ставки вместо 1/300 (ст. 236 ТК РФ). Еще стоит помнить, что 1 июля 2016 года МРОТ повысили с 6204 до 7500 руб.

Как подготовиться. Проверьте, не ниже ли новых лимитов зарплата Ваших сотрудников. Оклады должны быть увеличены с 1 июля 2016 года. Уточните у директора по персоналу, в какие даты Ваша компания платит зарплату. С 3 октября 2016 года платить нужно в течение 15 дней после окончания месяца. Поручите отделу кадров привести трудовые договоры в со-ответствие с новыми нормами.

3. Лицензирующие органы

Проверку проводит орган, который выдал лицензию. Так, это могут быть Росалкогольрегулирование, Роскомнадзор, Ростехнадзор, Минстрой и т. д. Периодичность проверок:

  • через год после получения или переоформления лицензии;
  • через три года с даты предыдущей проверки.

Изменения-2016. С 3 августа 2016 года появился новый вид лицензии на алкоголь. Производство вина и шампанского в России обойдется в 65 тыс. руб., лицензия на остальной алкоголь по-прежнему стоит 800 тыс. руб. В Госдуму внесен законопроект об увеличении штрафа за деятельность без лицензии. Для директора он вырастет в 10 раз: с 4-5 тыс. до 40-50 тыс. руб.

С 31 января 2017 года появится новый вид проверок. Это контроль за использованием технологического оборудования для производства этилового спирта.

Как подготовиться. Проверьте срок действия лицензии. Убедитесь, что на момент оплаты госпошлины налоги были уплачены. Если у компании есть долги по налогам, то в продлении лицензии откажут, госпошлину не вернут. Если было предписание — исполните его.

4. Роспотребнадзор

Служба контролирует, соблюдает ли компания санитарно-эпидемиологические требования, правила торговли и права потребителей. Периодичность проверок:

  • два и более раза в год — для компаний сферы здравоохранения и социальных услуг;
  • раз в три года — для остальных организаций.

Изменения-2016. С 1 января 2017 года Роспотребнадзор будет проводить контрольные закупки. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц...» дополнили статьей 16.1 «Контрольная закупка». Контролеры организуют искусственную сделку по приобретению товаров, работ или услуг. Предупреждать о проверке компанию не будут. Сделку зафиксируют на фото- и видеокамеру или привлекут двух свидетелей. По окончании мероприятия составят акт, один экземпляр отдадут директору. Информацию о закупке занесут в единый реестр проверки. За выявленные нарушения компанию и директора оштрафуют на сумму до 50 тыс. руб. (ст. 14.4-14.8 КоАП РФ).

Второе нововведение касается жалоб потребителей. Внеплановая проверка компании по жалобе потребителя будет возможна, если выполнены два условия. Клиент, чьи права нарушили:

  • обратился с жалобой к самой компании, но там его требования проигнорировали;
  • в жалобе Роспотребнадзору указал все свои данные (анонимную жалобу госорган рассматривать не будет).

Как подготовиться. Проверьте, соответствует ли Ваша продукция санитарным нормам, в порядке ли разрешительные документы. Удостоверьтесь, что в описании товара есть сведения об изготовителе: фирменное наименование, адрес, режим работы. В договоре с покупателем не должно быть «навязывающих» условий. Например, когда при покупке услуги нужно за что-то доплатить или приобрести дополнительный товар. Проведите работу со службой, которая отвечает на жалобы клиентов. Поручите им реагировать на все письма покупателей. Объясните, что в противном случае в компанию могут прийти проверяющие, что, вероятно, обернется штрафами. Введите для сервисных сотрудников соответствующий KPI.

5. Ростехнадзор

Надзорный орган проверяет строительные и промышленные объекты на соблюдение требований экологической, технологической и атомной безопасности. Периодичность проверок:

  • раз в год — для владельцев объектов I и II классов опасности;
  • раз в три года — для владельцев объектов III класса опасности;
  • по окончании строительства — для застройщиков.

Изменения-2016. С 1 января 2016 года на производственных объектах I и II классов опасности не могут работать сотрудники по договору заемного труда (приказ Минтруда России № 858н и Ростехнадзора № 455 от 11.11.2015). С 1 сентября 2016 года к опасным производственным объектам не относятся объекты электросетевого хозяйства, а также сети газораспределения и газопотребления, которые работают под сниженным давлением (Федеральный закон от 02.Об.2016 № 170-ФЗ). С 6 сентября 2016 года перечень опасных объектов дополнили пассажирскими конвейерами (движущиеся пешеходные дорожки). Владельцы опасных объектов, оборудованных системами видеонаблюдения, обязаны хранить видео- и фотоматериалы. А в случае аварии — пе-редать их комиссии по техрасследованию.

Как подготовиться. Проверьте проектную, разрешительную документацию. Ростехнадзор регулярно обновляет требования к промышленным и строительным объектам. Поручите сотрудникам отслеживать изменения. Обеспечьте хранение фото- и видеоматериалов.

Как оттянуть время, если к Вам внезапно нагрянули с проверкой

  1. Попросите проверяющих предъявить служебные удостоверения.
  2. Перепишите все данные из удостоверений.
  3. Поручите охране задержать проверяющих и попросить их собственноручно зафиксировать дату, время, цель и основание своего визита.
  4. Поинтересуйтесь, не устали ли контролеры с дороги, предложите им чай, кофе.
  5. Потребуйте копию приказа руководителя надзорного органа о назначении проверки.
  6. Попросите контролеров ознакомить Вас с административным регламентом проведения проверок, внимательно изучите его.
  7. Попросите номер телефона начальника надзорного органа. Позвоните ему, чтобы выяснить, действительно ли этих инспекторов направили в Вашу организацию.

Малый бизнес освободят от плановых проверок (Егорова Е.)

Дата размещения статьи: 26.10.2015

С 2016 г. для малого бизнеса начнет действовать трехлетний мораторий на плановые проверки. Освобождение не распространяется на проверки при осуществлении, в частности, контроля за исполнением валютного, налогового, таможенного, банковского законодательства, а также страхового надзора.

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 246-ФЗ с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. не будет проводиться ряд плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
Соответствующие изменения предусмотрены в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

Кто освобождается от проверок

Плановая проверка проводится в форме документарной или выездной проверки. От плановых проверок освободят субъекты малого предпринимательства, к которым относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, предусмотренные положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 увеличены вдвое предельные значения выручки от реализации для отнесения экономических субъектов к категории малого и среднего предпринимательства. Таким образом, с 25 июля 2015 г. (дата вступления в силу Постановления N 702) порог выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета НДС для микропредприятий составляет 120 млн руб., для малых предприятий - 800 млн руб., для средних предприятий - 2 млрд руб.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется, если будут превышены пороговые значения выручки от реализации без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий год в течение трех календарных лет. Ранее срок для исчисления выручки с целью определить категорию предпринимательства составлял два года. Продлили этот срок до трех лет поправки, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 N 156-ФЗ.
Мораторий на плановые проверки не будет распространяться в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в социальной сфере, а также сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В отношении этих лиц плановые проверки могут проводиться два и более раз в течение трех лет.
Мораторий будет действовать на действующие и на вновь созданные фирмы и впервые зарегистрированных предпринимателей. При этом первая плановая проверка может быть проведена по истечении трех лет со дня создания фирмы (регистрации ИП).
Вместе с тем если у субъекта малого предпринимательства будет в истории привлечение к административной ответственности за совершение грубого нарушения или административное приостановление деятельности, аннулирование лицензии, то контролирующие органы могут включить его в ежегодный план проверок. При этом есть условие - с даты окончания проверки, по результатам которой было вынесено решение о привлечении к ответственности, прошло менее трех лет.

На какие проверки действует мораторий

Освобождение от плановых проверок не действует в отношении налогового контроля, а также ревизий ПФР и ФСС РФ.
Кроме того, мораторий не распространяется на проверки при осуществлении, в частности, контроля за исполнением валютного, таможенного, банковского законодательства, страхового надзора. Помимо этого плановые проверки будут проводиться в рамках государственного контроля за экономической концентрацией, а также за деятельностью организаторов распространения информации в сети Интернет (п. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, в 2016 - 2018 гг. будет осуществляться Росфиннадзором в обычном порядке, в том числе посредством проведения плановых проверок (Информационное сообщение Минфина России от 15.07.2015 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"). Кроме того, Закон N 294-ФЗ не приостанавливает проверки, которые проводятся Росприроднадзором, а также в порядке промышленной безопасности и пожарного надзора в отношении производственных объектов I и II классов опасности.
Отметим, что мораторий будет действовать в отношении плановых проверок в сфере рекламы. Субъект малого бизнеса, включенный в план проведения проверок в сфере рекламы, должен быть исключен из него по своему соответствующему заявлению. Если плановая проверка в сфере рекламы начата в отношении фирмы или ИП, такая проверка подлежит прекращению при подтверждении проверяемым лицом статуса субъекта малого предпринимательства (Письмо ФАС России от 12.08.2015 N АК/41908/15).

Когда ждать плановую проверку

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуального предпринимателя органы государственного или муниципального контроля должны уведомить не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление осуществляется посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) государственного или муниципального органа контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением или другим доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Отметим, что Генеральная прокуратура РФ ведет Единый реестр проверок, доступный для просмотра в сети Интернет (http://plan.genproc.gov.ru/plan2015/). В данном разделе сайта Генпрокуратуры размещен сервис поиска по утвержденному ежегодному сводному плану проведения плановых проверок.
Кроме того, с планами проверок можно ознакомиться на сайтах Роспотребнадзора, а также Федеральной службы по труду и занятости.

Риск-ориентированный подход при государственном надзоре

Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ определено применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля. Такой подход представляет собой метод осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности проверочных мероприятий определяется отнесением деятельности юрлица, ИП, используемых ими объектов к категории риска либо классу опасности. При этом у юрлиц или ИП будет обеспечена возможность подать заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса (категории) опасности.
Законом N 246-ФЗ предусмотрено, что критерии для такого отнесения к категории риска определяются Правительством РФ, если они не установлены федеральным законом.
Соответствующие постановления Правительства РФ об определении критериев для применения риск-ориентированного подхода пока не разработаны. В частности, Распоряжением Правительства России от 05.06.2015 N 1028-р утверждена Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства на период 2015 - 2020 годы. Этим Распоряжением предусмотрено, что внедрение риск-ориентированных подходов к организации федерального надзора в сфере труда потребует разработки классификации рисков причинения вреда и выработки новых методов проведения проверочных мероприятий.
Внедрение риск-ориентированных подходов будет означать переход к системе планирования контрольно-надзорной деятельности, основанной на анализе структуры нарушений законодательства по ряду различных факторов.
Новые положения в части применения риск-ориентированного подхода вступят в силу с 1 января 2018 г. (с оговоркой, что может быть и до этой даты). Предполагается, что применение риск-ориентированного подхода позволит оптимально использовать трудовые, материальные и финансовые ресурсы государственного контроля.

Традиционно с началом года увязывается вступление в действие новых правовых норм и изменение действующих. Не стал исключением и январь наступающего 2016 года. Мы подготовили обзор самых заметных для бизнеса изменений законодательства, которые вступят в силу с 1 января 2016 года.

Так, с начала года будет введена практика предварительного уведомления налогового органа и иных заинтересованных лиц об изменении места нахождения юридического лица. О намерении фирмы сменить место нахождения будет производиться соответствующая запись в ЕГРЮЛ. Причем юрлицо обязано будет уведомить налоговую инспекцию о предстоящем переезде в течение трех рабочих дней с момента принятия решения об изменении места своего нахождения.

Эти требования не будут распространяться на случаи, когда новое место нахождения организации зарегистрировано по месту жительства ее учредителя, либо в результате переезда юридическое лицо будет зарегистрировано в том же муниципальном образовании, что и раньше ( , ).

О том, как подготовиться к налоговой проверке, узнайте из материала
Памятка: встречаем проверяющих из налоговой" в "Энциклопедии решений. Проверки организаций
и предпринимателей
в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Представить документы на перерегистрацию учредители смогут только по истечении 20 дней с момента внесения в ЕГРЮЛ указанной записи ( Федерального закона от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; далее – Закон № 67-ФЗ).

Кроме того, к заявлению об изменении места нахождения юрлица необходимо будет приложить документы, подтверждающие наличие у организации или ее учредителя права пользования объектом недвижимости по новому адресу (). А подавать документы в налоговую инспекцию придется уже по новому месту нахождения юрлица (). Напомним, что согласно действующему законодательству такое заявление подается в инспекцию по предыдущему месту регистрации организации ().

Одновременно налоговые инспекторы получат право проверять сведения, представляемые собственниками юрлиц для внесения в ЕГРЮЛ, или уже включенные в ЕГРЮЛ сведения. Так, если у государственного регистратора появятся обоснованные сомнения в достоверности данных, он будет вправе приостановить регистрацию на время проведения проверки на срок до одного месяца. Основаниями проверки могут также послужить поступившие от заинтересованных лиц возражения относительно предстоящей государственной регистрации, изменения устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ. При этом для проверки достоверности включаемых или включенных в государственный реестр данных налоговый орган сможет изучать имеющиеся у него документы и сведения, в том числе возражения заинтересованных лиц, а также документы и пояснения, представленные заявителем, получать необходимые справки и сведения и т. д. Кроме того, налоговики смогут также осматривать объекты недвижимости. Это общие правила, а непосредственно основания, условия и способы осуществления проверочных действий будут установлены ФНС России ( , Постановление Правительства РФ от 6 августа 2015 г. № 809 " ").

Для вновь создаваемых юридических лиц процедура приостановления государственной регистрации применяться не будет, однако подаваемые для регистрации документы и сведения будут также подвергнуты проверке. При этом одним из оснований отказа в госрегистрации юрлица или ИП останется получение регистрирующим органом подтвержденной информации о недостоверности представленных на регистрацию документов и сведений (подп. "р" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ " " (далее – закон о госрегистрации). Эта норма закона о госрегистрации действует с 2013 года.

Также налоговые инспекции смогут самостоятельно, без обращения в суд, фиксировать в ЕГРЮЛ факты недостоверности сведений о юридическом лице. Соответствующая запись будет внесена, если юрлицо не представит уточненные сведения в течение 30 дней после направления ему налоговой инспекцией уведомления о недостоверности. Кроме того запись о недостоверности сведений о юридическом лице появится в ЕГРЮЛ и в том случае, если представленные заявителем документы не убедят налоговую инспекцию в достоверности сведений ().

С нового года также будут введены дополнительные основания отказа в государственной регистрации для юрлиц, учредители которых имеют отношение к организациям, ранее нарушавшим законодательство. Так, не смогут выполнять роль учредителей граждане, которые владели долей более чем 50% голосов юрлица или являлись руководителями юрлица:

  • исключенного из реестра как недействующее юридическое лицо с задолженностью перед бюджетом, а также при ее списании по причине наличия у юридического лица признаков недействующего (в течение трех лет с момента исключения);
  • по которому в ЕГРЮЛ была занесена запись о недостоверности (в течение трех лет с момента занесения записи);
  • по которому не исполнено решение суда о принудительной ликвидации в установленный срок.

Кроме того, в государственной регистрации будет отказано также и в случае несоблюдения порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, обязательных для осуществления государственной регистрации ().

Добавим, что срок государственной регистрации вновь создаваемых организаций начиная с 29 декабря 2015 года сократился с пяти до трех рабочих дней ().

Нотариусы получат новые функции, облегчающие госрегистрацию юридических лиц и ИП

С 1 января нотариусы по просьбе заявителя смогут представлять в ФНС России заявления о регистрации юрлиц или ИП. Документооборот при этом будет происходить в электронной форме, однако регистрационные свидетельства могут быть предоставлены заявителю нотариусом как в электронной форме, так и на бумаге. Причем форму представления документов заявитель сможет выбрать самостоятельно. Нотариальный тариф за оказание этой услуги составит 1 тыс. руб. ( , ). Кроме того, нотариусы получат право бесплатно пользоваться сведениями из ЕГРЮЛ и ЕГРИП ().

Экологичные предприятия перестанут платить за вредные выбросы в окружающую среду

С 1 января следующего года юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность на объектах IV категории опасности, будут освобождены от платы за вредное воздействие на окружающую среду (ОС) (абз. 2 п. 9 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ " "; далее – Закон № 219-ФЗ). Напомним, к объектам IV категории опасности относятся те объекты, которые оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду (абз. 5 п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ " "; далее – закон об охране ОС).

По действующим правилам все субъекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на ОС, должны вносить за это определенную плату (ст. 16 закона об охране ОС). Платить нужно за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы таких веществ в составе сточных вод в водные объекты и размещение отходов производства и потребления.

Также с нового года начнут действовать положения закона об ОС, определяющие порядок исчисления и внесения платы за негативно воздействие на окружающую среду. Сегодня правила расчета и внесения платы регламентированы нормативными актами различных ведомств (в частности, актами правительства, Ростехнадзора и Росприроднадзора). Внесенные изменения должны обеспечить единообразие в применении норм об охране окружающей среды.

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Банк России привяжет значение ставки рефинансирования к ключевой ставке

Начиная с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования будет приравнено к значению ключевой ставки. При этом самостоятельное значение ставки рефинансирования устанавливаться не будет (указание Банка России от 11 декабря 2015 г. № 3894-У " ").

В качестве частных партнеров в ГЧП смогут выступать исключительно российские юридические лица (). Сами же соглашения о партнерстве по общему правилу будут заключаться только по итогам конкурса. Однако в ряде случаев конкурентные процедуры применяться не будут. Например, заключить соглашение о ГЧП без конкурса будет возможно в случае, если другие предприниматели не подали заявки на участие в торгах в течение 45 дней с момента размещения информации об их проведении (). Такая информация должна быть опубликована на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

На частном партнере будет лежать полное или частичное финансирование и строительство создаваемого объекта, а также обеспечение его эксплуатации и технического обслуживания. Государство, в свою очередь, обязуется субсидировать строительство, если частный инвестор оплачивает его не полностью ( , ). Кроме того важным положением нового закона является предоставление гарантий для частного партнера от возможных денежных потерь в связи с изменением налогового режима. Так, в случае принятия нормативных актов, ухудшающих положение бизнесмена по сравнению с действовавшим на момент заключения соглашения, государство обязуется компенсировать недополученные им доходы (). Формой ГЧП для таких объектов является концессионное соглашение.

Будет введен временный мораторий на проведение плановых неналоговых проверок малого бизнеса

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не будут проводиться плановые проверки органами государственного и муниципального контроля (надзора) в отношении юрлиц и ИП, отнесенных к малым предприятиям (абз. 1 п. 6 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ " "; далее – закон о проверках). Напомним, для этого годовая выручка предпринимателя не должна превышать 800 млн руб., а численность работников – 100 человек включительно (ст. 4 Федерального закона от 14 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ).

В то же время законом о проверках предусмотрены исключения. Так, "надзорные каникулы" по решению контролирующего органа не будут распространяться на те фирмы и ИП, которые в течение трех последних лет были подвергнуты административному наказанию за совершение грубого нарушения, дисквалифицированы, лишены лицензии или деятельность которых была приостановлена (). Кроме этого, мораторий не коснется деятельности юрлиц и ИП, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью. К ним относятся организации и предприниматели, работающие в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и в соцсфере. Перечень таких лиц утвержден .

Также запрет проведения плановых проверок не распространяется на некоторые виды госконтроля (надзора). Речь идет, в частности, о налоговом контроле, надзоре в области промышленной и радиационной безопасности, в сфере использования атомной энергии, внешнем контроле качества работы аудиторских организаций, лицензионном контроле в отношении управляющих организаций многоквартирных домов и др. ().

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: