Сравнение образа жизни горожанина и сельского жителя. Разница между городским и сельским образом жизни. Разные люди, разные жизни

Миграция сельских жителей в города происходит в течение длительного времени, но все же около четверти населения нашей страны живет в деревнях, селах и другой сельской местности.

Своеобразие сельского образа жизни связано непосредственно с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда природным ритмам и циклам; более изнурительными, чем обычно в крупных городах, условиями труда; практическим отсутствием возможностей для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйстве; выбор занятий в свободное время невелик. Жизненному укладу сельских поселений присущи элементы традиционной соседской общины. В них постоянный состав жителей, невероятно малы его социально-профессиональная и культурная дифференциации, типичны очень тесные как родственные, так и соседские связи.

Для села характерна «открытость» и искренность общения. Отсутствие больших социальных и культурных контрастов между жителями, малочисленность делают общение селян довольно тесным и проникают во все области жизни. Дружба и товарищество дифференцируются слабо, и, следовательно, эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами практически не имеют различия. Чем меньше деревня, тем общение ее жителей теснее и ближе.

Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно). Трудно определить степень воздействия в ходе стихийной, направляемой и контролируемой обществом социализации.

Практически это связано с тем, что в деревнях очень распространен контроль поведения человека в обществе. Так как жителей мало, связи между ними более или менее тесные, то все знают все и про всех, анонимное существование человека практически нереально, каждый момент его жизни становится объектом для оценки со стороны общественности.

Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. По мнению исследователя современной деревни В. Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».

Сельская семья начинает участвовать в социализации своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня взрослых.

Важную роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную смену ориентации жизненных ценностей от реальных (доступных в условиях села) к таким, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.

Страница 25 из 56

25. Своеобразие сельского образа жизни

Миграция сельских жителей в города происходит в течение длительного времени, но все же около четверти населения нашей страны живет в деревнях, селах и другой сельской местности.

Своеобразие сельского образа жизни связано непосредственно с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда природным ритмам и циклам; более изнурительными, чем обычно в крупных городах, условиями труда; практическим отсутствием возможностей для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйстве; выбор занятий в свободное время невелик. Жизненному укладу сельских поселений присущи элементы традиционной соседской общины. В них постоянный состав жителей, невероятно малы его социально-профессиональная и культурная дифференциации, типичны очень тесные как родственные, так и соседские связи.

Для села характерна «открытость» и искренность общения. Отсутствие больших социальных и культурных контрастов между жителями, малочисленность делают общение селян довольно тесным и проникают во все области жизни. Дружба и товарищество дифференцируются слабо, и, следовательно, эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами практически не имеют различия. Чем меньше деревня, тем общение ее жителей теснее и ближе.

Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно). Трудно определить степень воздействия в ходе стихийной, направляемой и контролируемой обществом социализации.

Практически это связано с тем, что в деревнях очень распространен контроль поведения человека в обществе. Так как жителей мало, связи между ними более или менее тесные, то все знают все и про всех, анонимное существование человека практически нереально, каждый момент его жизни становится объектом для оценки со стороны общественности.

Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. По мнению исследователя современной деревни В. Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».

Сельская семья начинает участвовать в социализации своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня взрослых.

Важную роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную смену ориентации жизненных ценностей от реальных (доступных в условиях села) к таким, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.

Образ жизни сельского населения

Россия традиционно крестьянская страна и поэтому события XX в. и интенсивная урбанизация не успели вытеснить из массового сознания россиян, даже тех, что теперь живут в городах, традиции, привычки и элементы деревенского образа жизни.

Сфера труда, быта и досуга сельского населения современной России во многом отличается от условий прошлого, но определенные традиции и навыки сохранились до сих пор у старшего поколения деревенских жителей. Основная черта образа жизни крестьянина - постоянный физический труд в любой день недели, особенно во время сева, покоса, жатвы, изнурительный, от зари до зари.

На основе анализа трудовой деятельности, потребления услуг социально-бытового обслуживания и использования свободного времени можно охарактеризовать различные виды образа жизни населения в сельской местности.

Следует отметить, что в сельский образ жизни определенные изменения вносит рекреационная деятельность горожан. Во многих сельских населенных пунктах в летнее время, а иногда и большую часть года в собственных домах или у родственников живут горожане. В большинстве случаев, особенно применительно к дальним мелким поселениям, они осуществляют роль посредников между городом и сельской местностью, снабжая селян городскими товарами, лекарствами, обеспечивая ремонт бытовой техники и т.д. В определенной мере они демонстрируют сельским жителям образцы городского поведения, городской культуры, к которым особенно восприимчива сельская молодежь.

В настоящее время можно говорить и об образе жизни в самостоятельных фермерских хозяйствах, который в нашей стране совершенно не изучен. Семьи фермеров, выбравшие для себя сельский образ жизни, в то же время во многом ориентированы на городские ценности. Для них жизненно необходима высокая механизация сельскохозяйственного производства и домашнего хозяйства, наличие собственного автотранспорта, потребление элементов городской культуры -- радио, телевидение, газеты, журналы, книги.

Факторы, отрицательно воздействующие на здоровье сельчан

Труд, быт, отдых людей в сельской местности имеет ряд особенностей, связанных с регионом проживания и видом деятельности. Это и более тесный контакт с природным окружением по сравнению с горожанами, и большая зависимость от природных условий, стихийных явлений- наводнений, засух, лесных пожаров, метелей и др.

Труд на сельскохозяйственных предприятиях характеризуется рядом специфических черт. К их числу относятся двойная занятость трудоспособного населения (в общественном секторе и личном подсобном хозяйстве), неравномерное распределение труда в общественном производстве по сезонам года.

Кроме того, неравномерное участие в общественном труде отдельных категорий и групп работников (слабая занятость одних и чрезмерная занятость других), большая, чем в городе продолжительность совокупного рабочего времени населения.

Режим труда в сельском хозяйстве менее благоприятен, чем в промышленности, на транспорте и других городских видах деятельности. Помимо «разорванного» рабочего дня (например, у доярок в связи с особенностями производства, у полеводов в южных районах из-за невозможности работать на жаре в середине дня) работник сельского хозяйства не имеют регулярных выходных дней пли полных отпусков.

Для российского сельского хозяйства, которое в недавнем прошлом было практически почти полностью колхозно-совхозным важное значение приобрело личное подсобное хозяйство. С его помощью удовлетворяется основная часть потребностей сельского населения в продуктах питания. Но личное подсобное хозяйство требует больших затрат физического труда и времени. Это обстоятельство в определенной мере препятствует развитию человеческой личности из-за сокращения свободного времени.

Деятельность людей, занятых в наиболее массовых сельскохозяйственных профессиях, связана с длительным пребыванием на открытом воздухе, что определяет постоянное воздействие на организм погодных факторов.

Практически повсеместно значительное количество сельских жителей постоянно соприкасается с сельскохозяйственными животными. Это накладывает определенный отпечаток на их образ жизни и может угрожать их здоровью, особенно при контактах с больными животными. Среди животноводов и ветеринарных работников распространено такое тяжелое заболевание, как бруцеллез, повышенная заболеваемость которым в последние годы отмечалась в Восточной Сибири и Поволжье.

Регистрируется заболеваемость туберкулезом, некоторые формы которого передаются сельскохозяйственными животными. Продолжается регистрация больных лептоспирозом. Отмечаются и другие заболевания, связанные с животноводством.

Посещение территорий с природными очагами клещевого энцефалита, тулерямии, клещевого риккетсиоза, бешенства и других зооантропозов приводит к заболеваемости людей. В последние годы эти болезни наблюдаются и у горожан, занятых работами на своих садовых участках.

В современном сельском хозяйстве широко используются различные машины и механизмы. В то же время сохранилось много операций, при которых господствует тяжелый ручной труд с большими затратами энергии, -- ручная косьба, прополка, ручное доение и пр.

Наиболее массовые виды труда в сельском хозяйстве -- полеводство и животноводство. В полеводстве все виды работ (пахота, посев, уборка урожая и др.) выполняются на открытом воздухе, а рабочее место большинства механизаторов -- кабины тракторов, комбайнов, автомашин. Сельскохозяйственные работы в переходные периоды года -- весной и осенью -- выполняются при пониженных температурах, иногда под дождем. Поэтому у жителей села часто регистрируются невралгии, миалгии, ревматизм и другие заболевания, причиной которых служит охлаждение организма, особенно при физическом напряжении.

В летнее время в южных районах России наблюдаются высокие температуры воздуха в сочетании с повышенной инсоляцией. При этом температура воздуха в закрытых от пыли и выхлопных газов кабинах сельхозмашин может повышаться до 35 - 37 С, даже если температура наружного воздуха не превышает 25 °С. В подобных условиях возможно перегревание организма, возникновение тепловых и солнечных ударов. Профессиональный вред механизаторам причиняют запыленность и загазованность рабочего места, воздействие шума и вибрации. Влияние каждого из этих факторов в отдельности и особенно их сочетание оказывают крайне негативное влияние на человеческий организм и часто ведут к снижению уровня здоровья.

К перечисленным факторам следует добавить и травматизм, который очень велик среди сельского населения, в особенности механизаторов. В России среди причин смертности мужчин трудоспособного возраста травматизм устойчиво занимает первое место, заметно опережая такие причины, как сердечно-сосудистая патология. Потеря трудоспособности и гибель в результате травматизма в быту и на производстве весьма ощутима из-за пьянства и алкоголизма.

Труд животноводов также связан с рядом вредных факторов: загрязнением воздуха биогенными газами (сероводородом и аммиаком), значительной долей ручного труда при уборке помещений, уходе за животными, ручном доении. К профессиональным болезням доярок относятся нейромиозит, тендовагинит, периартрит и др.

Неблагоприятно воздействуют на окружающую среду и на здоровье населения ядохимикаты (пестициды), которые широко используются в сельском хозяйстве. Они попадают через воздух, с пищей и водой, а также через кожу и слизистые оболочки в организм и оказывают на него вредное воздействие. Доказано, что безвредных пестицидов не существует.

Гигиенически значимо поступление пестицидов через дыхательные пути. Быстрому всасыванию пестицидов в кровь способствует повышенная температура и влажность воздуха, а также значительная площадь (90 м2) дыхательной поверхности легких.

Действие ядов, поступающих в организм через дыхательные пути гораздо значительнее, чем при всасывании из желудочно-кишечного тракта. Это связано с тем что, при ингаляционном поступлении в организм яд минует печеночный барьер. При этом могут возникать острые и хронические отравления, что может повлиять на следующие поколения.

Вредное воздействие пестицидов возможно при их хранении, расфасовке, транспортировке, внесении в почву, протравливании семян, опылении и опрыскивании растений. Отравления возможны при случайном присутствии человека в зоне внесения пестицидов, а также при ветровом переносе ядовитых веществ, распыляемых с помощью наземных механизмов или авиации.

Проникновение пестицидов в организм человека вызывает повышение общей заболеваемости, развитие патологий беременности, врожденных физиологических и анатомических дефектов, торможение физического развития детей, служит причиной психических депрессий, нарушений памяти и способности к мышлению.

Кроме того, пестициды обладают выраженным канцерогенным действием.

На территориях, где пестицидные нагрузки составляет более 5 кг/га, обнаруживается повышенное содержания пестицидов в окружающей среде и продуктах питания. На этих территориях при анализе биологических сред (моча кровь) беременных женщин и молока кормящих матерей у 90 % были выявлены хлорорганические пестициды и различные концентрации солей тяжелых металлов (ртути, меди, цинка, свинца).

Изучение заболеваемости в районах высокой пестицидной нагрузки выявило у детей большое количество болезней органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, а также низкие показатели физического развития, особенно в период полового созревания.

Заключение. Современный горожанин стремится быть ближе к природе. Это стремление удовлетворяется строительством дачных домов и загородных коттеджей, переездом из центра города за город, а также сбором лекарственных и витаминоносных растений, грибов, ягод, рыбной ловлей и спортивной охотой. здоровье сельский животновод вредное

Современные средства связи, компьютерные технологии и транспортные коммуникации позволяют людям, живя за городом, работать в городах, что существенно меняет и оценки условий жизни в селе.

Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городе, усло­виями труда; малыми возможностями для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах (так, работа на приусадебных участках, в саду, огороде занимает бук­вально полжизни селян - в среднем 181 день в году); набор занятий в свободное время довольно ограничен. В жизненном укладе сель­ских поселений сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, ти­пичны тесные родственные и соседские связи.

В целом современные деревни и села сохраняют многие тради­ционные черты сельского образа жизни. Ритм размерен, нетороп­лив, сохраняет элементы природосообразности. Время далеко не всегда рассматривается сельским жителем как быстропроходящее, как социальная ценность.

Для села характерна «открытость» общения. Отсутствие боль­ших социальных и культурных различий между жителями, немного­численность реальных и возможных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Сельский образ жизни и социализация. Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно), т.е. пра­ктически малореально отследить их влияние в процессе стихийной, относительно направляемой и относительно социально-контроли­руемой социализации.

Во многом это связано с тем, что в сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жите­лей немного, связи между ними достаточно тесные, постольку все знают всех и про всех, анонимное существование человека практи­чески невозможно, каждый эпизод его жизни может стать объек­том для оценки со стороны окружения.

Содержательно социальный контроль во многих сельских посе­лениях определяется специфической социально-психологической ат­мосферой. Сегодня для нее характерны отчуждение жителей от чув­ства хозяина земли, на которой они живут, пьянство и алкоголизм. По мнению исследователя современной деревни В.Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрю­мую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».

Все это приводит к тому, что даже школа, по причине ее тес­ной интегрированности в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская. И это несмотря на то, что она обладает большими, чем городская школа, возможностями влияния на жизнь своих учеников.


Город и городской образ жизни. Город - тип поселения, для которого характерны: концентра­ция большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая сте­пень разнообразия человеческой жизнедея­тельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированные социально-профес­сиональная и нередко этническая структуры населения.

Города различаются между собой по ряду параметров.

По величине: малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 350-400 тыс.), крупные (до 1 млн), гиганты (свыше 1 млн).

По преобладающим функциям: промышленные (Череповец, Рубцовск, Комсомольск-на-Амуре); административно-индустриальные (Кострома, Волгоград); административно-культурно-индустриальные (Самара, Новосибирск); портовые с развитой промышленно­стью и культурной и административной сферами (Архангельск, Владивосток) и специализированные (Ванино, Находка); курорт­ные (Кисловодск, Сочи); «наукограды» (Обнинск, Саров).

По региональной принадлежности: Архангельск на Северо-Западе. Орел в Центре, Кемерово в Сибири.

По длительности существования: древние (более 500 лет) - Нов­город Великий, Великий Устюг; старые - Воронеж, Елабуга; новые (менее 100 лет) - Нижнекамск, Норильск, Магнитогорск.

По составу жителей (по соотношению половозрастных, соци­ально-профессиональных и этнических групп населения): «моло­дые» (Уренгой), «старые» (Мышкин); социально-дифференцирован­ные в большой мере (Курск) и слабо дифференцированные (Пущино); моноэтнические (Мценск), с двумя-тремя преобладающими этническими группами (Казань, Уфа), полиэтнические (Москва, Ростов-на-Дону).

По стабильности населения - соотношению коренных горожан и мигрантов из сельских поселений, других городов и регионов.

Город (средний, крупный, гигант) обладает рядом характери­стик, которые создают специфические условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений.

Современный город объективно - средоточие культуры: матери­альной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники ма­териальной культуры), духовной (образованность жителей, учреж­дения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения город - средоточие информации, потенциально доступной его жителям.

В то же время город - средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видов отклоняюще­гося поведения. Город характеризует также исторически сложившийся город­ской образ жизни, включающий в себя следующие основные при­знаки (они имеют определенную специфику в зависимости от тех или иных параметров конкретного города):

преобладание анонимных, деловых, кратковременных, час­тичных и поверхностных контактов в межличностном общении, но в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях;

небольшая значимость территориальных общностей жите­лей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как пра­вило, функционально обусловленные соседские связи (коо­перация семей с маленькими детьми или стариками по при­смотру за ними, «автомобильные» связи и пр.);

высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсив­ного внесемейного общения;

многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, цен­ностных ориентаций;

неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность;

слабый социальный контроль поведения человека и значи­тельная роль самоконтроля вследствие наличия разнооб­разных социальных связей и анонимности.

Мобильность горожанина. Мобильность в данном случае понимается как реакция человека на разнообразие стиму­лов, которые содержит в себе город, как го­товность (но не обязательно как подготовленность и стремление) к изменениям в своей жизни.

Город создает условия для мобильности своих жителей в раз­личных аспектах их жизнедеятельности.

Самый элементарный из них -территориальная мобильность.

Для социализации горожанина основное значение имеет то, что город создает условия длясоциальной мобильности, как го­ризонтальной (изменения видов занятий и групп членства в рам­ках одного социального слоя), так и вертикальной (переходы из одного социального слоя в другой - вверх или вниз по социаль­ной лестнице).

В целом роль города в социализации детей, подростков, юно­шей определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, сис­тем ценностей, стилей жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.

Другое дело, что в зависимости от типологических характери­стик города, того района, в котором живет растущий человек, от его социально-культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей существенно различается и то, как он использует предоставляемые городом возможности.

Особенности малого города. Малый город, существенно отличаясь от крупных городов, создает специфические условия для социализации своих жителей, поэтому он и выделен для специального рас­смотрения.

Основными признаками малого города как фак­тора социализации можно считать количество жителей (до 50 тыс.); наличие исторического прошлого, превышающего столетний мини­мум; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специ­фический социально-психологический климат.

В малом городе население профессионально дифференциро­вание, что связано с наличием в нем нескольких организаций раз­ного типа - промышленных, транспортных, связи, воспитательных, культурных, рекреационных, медицинских, административных, торговых и др.

Социально-психологический климат имеет ряд особенностей в сравнении с более крупными городами, с одной стороны, и с де­ревней - с другой.

Современные малые города сохраняют в жизненном укладе многое от традиционной соседской общины, в которой все знают всех и про всех, в которой практически невозможна анонимность. Жители малого города обычно «держатся прочными родственны­ми и соседскими кланами, вечерами и по выходным дням копа­ются на приусадебных или садовых участках, свадьбы справляют и в армию провожают по-деревенски» (А.И. Пригожин).

Стиль жизни, культурные стереотипы, ценностные ориентации несут на себе отпечаток сельского образа жизни. «Информация распространяется мгновенно. Единство мнений почти всегда обес­печено. Обеспечены как поддержка и помощь друг другу, так и терпимость к ошибкам, просчетам... И еще одна важная особен­ность: стабильность, устойчивость, неизменность здесь ценятся много выше, чем успех, склонность к инерции сильнее, чем к разви­тию... Редки разводы, в семьях много детей, из города уезжают крайне редко» (А.И. Пригожин).

Поселок - это специфический для России (а также ряда респуб­лик бывшегоСССР) тип поселения. Поселок - абсолютно или отно­сительно территориально ограниченная концентрированная фор­ма расселения людей: а) эмансипированных от сельского образа жиз­ни; б) не укорененных в городском образе жизни; в) лишенных опоры на исторические традиции, свойственной жителям малого города.

Это общее определение охватывает различные типы поселков:

рабочие - при добывающих или перерабатывающих пред­приятиях, а также крупных железнодорожных станциях;

переселенческие, в которые «свезли» жителей деревень из зон затопления при строительстве ГЭС и водохранилищ, а также территорий создававшихся закрытых зон;

вынужденных переселенцев и беженцев из бывших респуб­лик, «горячих точек» и экологически загрязненных терри­торий;

пригородные поселки, жители которых преимущественно работают в городе;

поселки внутри крупных городов, в которых живут рабочие одного завода или сосредоточены мигранты первых поко­лений (которых называли лимитчиками).

Несмотря на типологическое многообразие и соответственно различия, поселки, как правило, имеют много общего в образе жиз­ни и социально-психологической атмосфере, что и позволяет рас­сматривать их как специфический фактор социализации человека.

В поселке человек попадает как бы на перекресток между тра­диционным бытием, свойственным селу или малому городу, и собственно городским образом жизни. Он, как правило, усваивает созданный в таких поселках некий сплав из традиционных и ур­банистических норм, не похожий ни на те, ни на другие. Этот своеобразный сплав вряд ли следует считать переходом от сель­ских к городским нормам. Скорее всего, его можно рассматривать как совершенно особый образ жизни.

Два полюса притяжения - город и село, определяя срединный характер поселкового образа жизни, диктуют доминанту поведе­ния жителей. Здесь больше всего одобряются усредненность пове­дения, усредненность стиля жизни, усредненность человеческих характеров.

Нормы жизни в поселках имеют свои особенности. Здесь еще большая, чем в деревне, открытость жизни каждого человека, каж­дой семьи и одновременно довольно жесткая обособленность каж­дого, не считающего нужным «озираться» на мнение окружающих, если речь идет о собственном благополучии.

Черникова Виктория, Полякова Надежда

Робота носит исследовательский характер. С помощью анкетирования учащихся городской и сельской школы и анализа информации, предоставленной медицинскими работниками учебных заведений, проведен сравнительный анализ и сделаны выводы. Работа заняла 1 место на городской НПК "Мы - будущее 21 века" в г. Саратове (секция география).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №57»

Влияние образа жизни

городских и сельских школьников

на здоровье.

Выполнили:

Ученицы 9 «А» класса

Черникова Виктория

Полякова Надежда.

Руководитель:

Учитель географии

Лункина Е.В.

Саратов

2010

Введение

Состояние здоровья подрастающего поколения в нашей стране в последние годы представляет собой серьезную государственную проблему, от решения которой во многом зависит дальнейшее экономическое и социальное благополучие общества.

Известно, что за последние десятилетия в России сложилась нестабильная социально-экономическая обстановка, которая повлекла за собой увеличение количества стрессовых ситуаций в повседневной жизни, ухудшение материального благополучия многих семей, снижение уровня медицинского обслуживания и другое. Все это привело к ухудшению состояния здоровья всего населения нашей страны, в том числе и школьников.

По данным статистики, за последние 5 лет общая заболеваемость детей подросткового возраста в России увеличилась на 24,1%. В многочисленных исследованиях последних лет сказано, что за время обучения в школе, состояние здоровья детей и подростков имеет выраженную отрицательную динамику. Так, к концу обучения, до 70% подростков - старшеклассников имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья, уровень годности к службе в армии не превышает 50-70% , до 60% девушек оканчивают школу с хроническими заболеваниями. Только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми./6/

Обращает на себя внимание тот факт, что у подростков города заболеваемость растет более высокими темпами по сравнению со сверстниками из сельской местности.

Всемирная Организация Здравоохранения дает следующее определение понятию «здоровье»:

«Здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и немощи».

Согласно данным ВОЗ основные факторы, влияющие на здоровье человека, а так же на продолжительность и качество жизни - это образ жизни, генетика и наследственность, внешняя среда и природные условия, здравоохранение. Причем образу жизни отводится главная роль в этом списке. Именно от него на 50% зависит состояние здоровья человека; наследственность влияет на 20%, экология – на 20%, медицина – на 10%.

Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что выбранная нами тема «Влияние образа жизни городских и сельских школьников на здоровье», является на сегодняшний день очень актуальной. Так как она непосредственно затрагивает нас и наших сверстников, то работать над ней было особенно интересно.

Цели работы:

1. Выяснить, есть ли отличия между образом жизни городских и сельских школьников.

2. Определить, зависит ли здоровье подростков от образа жизни.

Объектом исследования стали учащиеся двух школ, городской и сельской (МОУ «Основная общеобразовательная школа № 57» Ленинского района города Саратова и МОУ «СОШ с. Новополеводино»» Балаковского района Саратовской области).

На первом этапе работы было проведено анкетирование учащихся, большинство вопросов которого было направлено на характеристику образа жизни городских и сельских школьников (приложение 1).

На втором этапе сделан анализ состояния здоровья учеников городской и сельской школы на основе показателей общей заболеваемости учащихся по учебному заведению и данных из медицинских карт учащихся, предоставленные медицинскими работниками.

На третьем этапе проведена обработка полученных сведений, их анализ, сопоставление, в результате сделаны выводы.

Анкетирование и сбор медицинских данных в сельской школе были проведены ученицей 8 «А» класса Чинаревой Татьяной с помощью учителя географии Новополеводинской СОШ Новиковой Алевтиной Александровной.

Методологической базой данного исследования является системный подход с элементами структурно-функционального анализа. Он был предложен в ХХ веке Т.Петерсоном и Р.Мертоном, рассмотревшими общественную жизнь, как бесконечное множество и переплетение социальных структур и социальных взаимодействий. /2/

  1. Образ жизни. Городской и сельский образ жизни.

Образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на обеспечение оптимального функционирования организма человека путем рационального поведения.

Это понятие изучается современной наукой социологией и соответствует терминам: «уклад жизни», «качество жизни», «стиль жизни», «стандарт жизни». Но и в науке географии появилось новое направление - «география образа жизни», которое рассматривает образ жизни людей на разных территориях страны, в зависимости от места проживания (город, село), религии, национальности, пола, возраста и т.д.

Образ жизни человека характеризуют следующие показатели:

1. питание,

2. двигательный режим (физическая активность),

3. наличие или отсутствие вредных привычек,

4. деятельность в свободное время и организация отдыха.

В работе мы сравниваем образ жизни городских и сельских школьников, он, конечно, будет зависеть от места проживания.

Городской образ жизни – это исторически сложившаяся система, основная функция которой состоит в организации жизнедеятельности людей в условиях города./7/

В России большая часть населения проживает в городах и поселках городского типа. Горожане имеют преимущество перед сельским населением по таким показателям, как уровень бытового комфорта, медицинского обслуживания, наличие хорошо развитой социальной и культурной сферы (разнообразные учебные заведения, музеи, театры, библиотеки и т.д.).

Но жизнь в городе имеет и ряд отрицательных моментов, который сильно влияют на состояние физического и психического здоровья людей:

  • сложная экологическая обстановка (загрязнение воздуха, хлорируемая вода);
  • высокий шумовой фон;
  • концентрация больших масс людей;
  • повышенный темп жизни;
  • высокий риск на улицах.

Под сельским образом жизни понимаются условия, формы и качественные показатели жизнедеятельности людей, проживающих в сельской местности, занятых преимущественно земледельческим трудом; исторически сложившаяся специфическая форма трудовых, бытовых и социокультурных отношений, проявляющихся в общности интересов сельчан и стереотипах социального поведения. / 7/

Для сельского образа жизни характерно следующее:

  • Консервативность и традиционность социокультурной среды (сильное влияние сельского взрослого населения на воспитание своих детей);
  • Ограниченность территории проживания

(условия сближенности с односельчанами и относительно общий уклад жизни, что способствуют воспитанию естественной заботы о тех, кто рядом);

  • Слабый культурологический фактор сельской жизни

(сокращение фондов библиотек, удаленность театров, музеев и т. д., как следствие ограничение возможностей для самообразования и самостоятельного культурного роста, как детей, так и взрослых)./8/

  1. Сравнение образа жизни городских и сельских школьников и характеристика их здоровья.

В результате проведенного анкетирования было всего опрошено 200 учащихся с 5 по 9 класс, из них - 163 ученика школы №57 города Саратова (53% юношей и 46% девушек) и 37 учеников школы села Новополеводино

(60% юношей и 40% девушек). При общем количестве учащихся среднего звена в школе № 57 - 190 человек, в Новополеводинской школе – 51 человек.

В исследованиях участвовали ребята подросткового возраста от 11 до 15 лет. Известно, что именно в этот период идет интенсивное созревание организма человека. Он характеризуется резкими эндокринными сдвигами, изменениями функционального состояния всех органов и систем, интенсивным ростом и строением всех органов и тканей организма.

Повышается возбудимость нервной системы, ослабевают все виды торможения, увеличивается утомляемость, как при умственных, так и при физических нагрузках./3/

Изначально нас интересовало, как сами учащиеся оценивают состояние своего здоровья? (приложение 2)

Таблица 1.

Оценка состояния своего здоровья учащимися

город

село

Очень хорошее

Хорошее

Удовлетворительное

Среди наиболее частых проблем, которые возникают у ребят из городской школы, по их мнению, – это проблемы со зрением (38%), головные боли (33%), боли в животе (19%). У сельских школьников – на первом месте – простудные заболевания (62%), затем проблемы с осанкой (35%) и головные боли (19%).

  1. Питание.

Один из главных факторов, влияющих на здоровье человека – это правильное питание. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько организм обеспечен необходимыми питательными веществами.

Основной принцип организации питания – это регулярный прием пищи через определенный промежуток времени.

По результатам анкеты:

  • стараются правильно питаться 33% городских и 50% сельских школьников;
  • иногда забывают поесть в течение дня или едят один раз в день 26% и 11% соответственно;
  • едят только то, что считают наиболее вкусным и не следят за временем 44% городских и 39% сельских детей.

Питание должно быть разнообразным. Если пища включает яйца, молоко, творог, овощи, фрукты, каши, хлеб, то организм получает все необходимое без дополнительных усилий (приложение 2).

Таблица 2.

Характеристики питания

город

село

Завтрак состоит из бутербродов, кофе или чая

На завтрак едят кашу, творог, яйца

Обычно не завтракают

Регулярно едят фрукты

Регулярно употребляют кисломолочные и молочные продукты

Результаты показывают, что у сельских школьников питание организовано правильнее по сравнению с городскими сверстниками.

По данным ВОЗ 80% всех заболеваний в той или иной степени обусловлены нашим питанием, а 40% связаны с ним напрямую. Его нерегулярность и несбалансированность, стрессы и дефицит времени – часть образа жизни современного горожанина, в том числе и школьника. А между тем, это влечет за собой множество проблем – от общего снижения иммунной защиты организма до развития серьезных патологий желудочно-кишечного тракта.

По данным медицинских карт заболевания ЖКТ имеют 10% городских школьников и 6% сельских; нарушение обмена веществ (в основном ожирение 1 и 2 степени) отмечается у 11% в городе и у 4 % в селе.

  1. Двигательный режим (физическая активность).

Второй составляющей здорового образа жизни являются физические нагрузки. Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким уровнем гиподинамии (недостаточной двигательной активностью). Особенно страдают от этого школьники, т. к. большое количество времени они вынуждены проводить сидя за рабочим столом. Просмотр телепередач, компьютерные игры увеличивают обездвиженность подростков.

По данным анкетирования только 33% городских школьников регулярно занимаются спортом (т.е. посещают спортивные секции), а в селе этот показатель значительно выше – 62%!

Физическим трудом в городе ежедневно занимаются 35%, а 20% не занимаются им вообще. В сельской местности дети уже с детства приучены к физическому труду, т.к. большинство семей имеет подсобное хозяйство и об этом говорят данные анкетирования: ежедневно занимаются физическим трудом – 68%, практически не занимаются только 10% (приложение 2).

Радует то, что большинство ребят умеют и любят кататься на велосипедах, коньках, лыжах, роликах, но, к сожалению, делают это не регулярно. Только 24% городских и 19% сельских ребят предпочитают подвижный отдых.

  1. Деятельность в свободное время, организация отдыха.

Здоровый образ жизни обязательно подразумевает активную социальную жизнь, состоящую из интересной деятельности, широкого круга общения. То, как ребенок отдыхает, влияет на его физическое и психологическое состояние. Бесцельная трата свободного времени не может компенсировать последствий накопившегося утомления и обеспечить подготовку человека к следующему активному дню.

Три наиболее популярных занятия в свободное время у учащихся

Города: села:

А) гулять на улице 64% А) гулять на улице 54%

Б) общаться с друзьями 56% Б) смотреть телевизор 51%

В) играть в компьютерные игры 44%. В) общаться с друзьями 43%

Из приведенных данных ясно, что и в городе, и в селе приоритетным остается пребывание на свежем воздухе. Заметим, что чтение книг привлекает только 17% городских и 24% сельских школьников.

Большинство детей каникулярное время стараются провести интересно и разнообразно, чтобы получить новые впечатления, положительные эмоции и заряд энергии. Так 72% городских школьников проводят каникулы за пределами города: в оздоровительных лагерях, санаториях, но большинство из них, все же, предпочитают отдыхать в сельской местности или на даче. Но большой процент учащихся (28%) никуда не уезжают из пыльного, душного и загазованного города.

Среди учащихся сельской школы так же многие меняют обстановку в каникулярное время (60 %), а 40 % остаются в селе, но при этом они не подвергаются вредным экологическим воздействиям окружающей среды.

Мы живем в век техники и электроники. Сегодня нам уже трудно представить, как можно обойтись без телевизоров, компьютеров, телефонов и других важных и нужных аппаратов, машин. Мы сравнили, какое количество времени проводят подростки города и села в общении с техникой (приложение 2).

Таблица 3.

Сегодня достаточно много говорят о вредном воздействии на организм человека компьютеров, телевизоров, телефонов. Подростки перестают общаться лично, отдав предпочтение чатам, «аське», почте, СМС и т.д., но главное - возникает множество заболеваний, связанных с нарушением осанки, снижением остроты зрения, болезней органов дыхания и нервной системы. Например, работающий компьютер образует электромагнитное излучение, делает воздух очень сухим, слабо ионизированным и тяжелым для дыхания. Естественно, что такой воздух не может быть полезен для организма и может привести к заболеваниям аллергического характера и другим расстройствам.

В подтверждение вышесказанного всего вышесказанного, приводим данные о хронических заболеваниях учащихся (приложение 2):

Таблица 4.

место

Город

Село

1 место

Нарушение осанки 49%

Нарушение осанки 35%

2 место

заболевания органов зрения

заболевания органов дыхания

3 место

неврологические заболевания

заболевания органов зрения

4 место

заболевания органов дыхания

неврологические заболевания

5 место

Болезни сердца 12%

болезни сердца 8%

  1. Вредные привычки.

Одна из важнейших проблем современного общества - это курение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

С помощью вопросов анкеты мы попытались выяснить, как у школьников обстоят дела с вредными привычками и, к сожалению, получили такие результаты (приложение 2):

Таблица 5.

Вредные привычки

Город

Село

пробовали курить

курят регулярно

пробовали алкогольные напитки

употребляют алкоголь периодически

пробовали одурманивающие вещества

Если произвести простые арифметические действия, то получим следующие цифры:

  • с сигаретами знакомы в той или иной степени 55% школьников города и 32% школьников села;
  • с алкоголем - 70% в городе и 54% в селе.

Из этих данных понятно, что у подростков города чаще распространены вредные привычки, думаем, что здесь определенную роль играет снижение контроля со стороны взрослых (родители в городе меньше времени проводят с детьми).

В заключении сравним данные по общей заболеваемости учащихся МОУ «ООШ №57» г Саратова и МОУ «СОШ с. Новополеводино» Балаковского района Саратовской области. Сведения взяты из классных журналов на основании регистрации классными руководителями медицинских справок учащихся и информации КПМО.

Таблица 6.

Данные

ООШ №57

СОШ села Новополеводино

Доля часто болеющих детей по школе

7-8%

7-8%

Заболевания в днях на одного учащегося

3-4 дня

На чел./год

3-4 дня

На чел./год

Пропускали занятия по болезни

(из них 2 раза и более)

78% учащихся

23% учащихся

67% учащихся

17% учащихся

Заключение.

Исследования, проведенные нами, позволяют сделать следующие выводы:

1. Образ жизни школьников города и села имеет определенные отличия.

2. Образ жизни учащихся оказывает влияние на состояние здоровья, неправильная деятельность может привести к возникновению хронических заболеваний.

3. Здоровье подростков из школы села Новополеводино лучше, по сравнению с их городскими сверстниками из школы №57.

У сельских детей лучше организовано питание. В связи с тем, что большинство жителей имеют личное подсобное хозяйство, то и употребляемые продукты будут качественнее, чем в городе.

Двигательная активность школьников в селе выше, чем у их городских сверстников. Большинство посещают спортивные секции, которые работают в школе (футбол, баскетбол, волейбол). Так же многие с детства помогают родителям по хозяйству, а, значит, заняты физическим трудом. Несмотря на то, что в городе больше выбор спортивных секций, учащиеся не спешат заниматься спортом.

Зато в общении с компьютером и сотовым телефоном городские ребята проводят больше времени, чем сельские. Думаем, что в городе более доступна эта техника и лучше возможности по использованию Интернет, а также у городских детей больше свободного времени. Но телевизор смотрят одинаково в той и в другой местности.

В каникулярное время большинство учащихся стремится выехать из своего населенного пункта, чтобы получить новые впечатления и эмоции. Но на постоянное место жительства из города в село хотят переехать только 27% ребят, а из села в город – 33%.

К сожалению, больше половины опрошенных подростков уже знакомы с сигаретами и алкоголем. Но, все же, в городе количество ребят, имеющих вредные привычки выше - до 35%, а в сельской местности до 19%. Наркотические вещества пробовали 2-3% учащихся.

Процент часто болеющих детей одинаков и в городе и в селе (7-8%), чаще всего школьники болеют простудными заболеваниями и по этой причине пропускают занятия. Главная проблема у всех учеников – нарушение осанки.

А вот хронические заболевания (органов зрения, сердца, неврологические, ЖКТ, эндокринной системы) больше имеют городские дети.

Полученные нами результаты исследования могут быть практически использованы на уроках географии, биологии, экологии, ОЗОЖ.

В заключении отметим: все ребята считают, что человеку важно быть здоровым для того, чтобы долго и интересно жить, быть красивым и сильным, а в будущем иметь здоровых детей. Так же большинство подростков понимают, о своем здоровье каждый должен заботиться сам.

Мы согласны со своими сверстниками и думаем, что неважно, где проживает человек - в селе или в городе, главное, чтобы он вел здоровый образ жизни.

Введение 3

1. Образ жизни. Городской и сельский образ жизни. 4

2. Сравнение образа жизни городских и сельских школьников и характеристика их здоровья. 6

2.1. Питание школьников. 7

2.2. Двигательный режим (физическая активность). 8

2.3. Деятельность в свободное время, организация отдыха. 8

2.4. Вредные привычки. 10

Заключение 11

Список использованных источников 13

Приложение 14

Список используемых источников.

  1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся.// Здравоохранение Российской Федерации. – 1997. - №3.
  2. Большой толковый социологический словарь, т.1, пер. с англ. – М.: «Просвещение», 1999.
  3. Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / Здоровье населения и среда обитания. – 2002. - №2.
  4. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения / Н.Ю.Синягина, И.В.Кузнецова. – М.: Гуминитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека).
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003.
  6. Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни учащихся Амгинской педагогической гимназии. Реферат. Слепцова С.Е. http://www.bestreferat.ru/referat-50733.html
  7. Энциклопедия социологии, под ред. Грицанова А.А. - М.: «Книжный Дом», 2003.
  8. Web-Атлас: "Окружающая среда и здоровье населения России". www.sci.aha.ru/ATL/ra36a.htm

Приложение 2.

Факторы, влияющие на здоровье человека, по данным ВОЗ.

Оценка школьниками состояния своего здоровья.

Питание школьников.

Двигательная активность учащихся.

Занятия подростков в свободное время.

Количество подростков, тратящих на общение с техникой более 3 часов в день.

Вредные привычки.

Хронические заболевания учащихся.

Приложение 1.

Приложение 1.

Инструкция : Заполните, пожалуйста, нашу анкету. Это очень просто. На каждый вопрос выберите свой ответ и обведите кружком букву возле нужного ответа. Не бойтесь заполнять анкету. Мы сохраним в тайне Ваши ответы. Мы надеемся, что Вы поможете нам, искренне отвечая на наши вопросы.

а) мужской

б ) женский ____________________________.

а) очень хорошее в) удовлетворительное

б) хорошее г) плохое

3. Как Вы думаете, кто из нижеперечисленных лиц должен больше всего заботиться о Вашем здоровье? а) врачи, б) учителя в) родители г) я сам(а)

а) простудные заболевания г) проблемы с осанкой

б) проблемы со зрением д) боли в животе

в) головные боли е) другое (укажите) ____________________.

а) не пропускаю занятия по болезни в) 3-5 раз в год

б) 1-2 раза в год г) более 5 раз в год

Вид

не занимаюсь этим совсем

менее 1 часа

от 1 до 2 часов

от 3 до 4 часов

более 4 часов

Подготовка домашнего задания

Работа на компьютере

Просмотр телевизора

г) читаю книги

а) менее 1 часа б) 1-2 часа

а) ем полезную пищу и соблюдаю режим питания

б) питаюсь правильно, но только под контролем родителей

в) ем только то, что считаю наиболее вкусным и не слежу за временем

а) каждый день в) несколько раз в месяц

б) несколько раз в неделю г) реже, чем раз в месяц

а) почти ежедневно в) несколько раз в месяц

б) несколько раз в неделю г) практически не ем

а) чай, кофе и бутерброд в) обычно не завтракаю

б) каша, творог, яйца г) другое (укажите)_________________________

а) нет, никогда в) да, иногда балуюсь

б) да, пробовал(а) один раз г) да, курю постоянно

16. Вы когда-нибудь пробовали алкогольные напитки (пиво, шампанское, вино, настойку, водку, коньяк)?

а) нет, никогда в) пью иногда

б) пробовал (а) один раз г) употребляю алкоголь регулярно

а) да б) нет в) не знаю

а) ежедневно

б) несколько раз в неделю

а) чтобы быть сильным д) чтобы радовать родителей

б) чтобы хорошо учиться е) чтобы быть красивым(ой )

в) чтобы долго жить ж) когда здоров, интереснее жить

Результаты анкетирования учащихся МОУ «ООШ №57»

Ленинского района города Саратова.

АНКЕТА Образ жизни городских и сельских школьников и его влияние на здоровье.

ВСЕГО ОПРОШЕНО: 163 чел.

1. Укажите Ваш пол? 2. Сколько Вам полных лет?

а) мужской 86 чел.(53%)

б) женский 77 чел. (47%) 11-15 лет.

2. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?

а) очень хорошее (4%) в) удовлетворительное (61%)

б) хорошее (35%) г) плохое

(38%) г) я сам (а) (49%)

4. Какие из нижеперечисленных проблем со здоровьем Вы испытывали чаще всего?

а) простудные заболевания (10%) г) проблемы с осанкой (15%)

б) проблемы со зрением (38%) д) боли в животе (19%)

в) головные боли (33%) е) другое (укажите) ____________________.

5. Часто ли в течение года Вы пропускаете занятия в школе по состоянию здоровья?

(14%) в) 3-5 раз в год (22%)

б) 1-2 раза в год (42%) г) более 5 раз в год (20%)

6. Какое количество времени в день Вы тратите на следующие занятия?

(укажите ответ по каждой строке)

Вид

не занимаюсь этим совсем

менее 1 часа

от 1 до 2 часов

от 3 до 4 часов

более 4 часов

Подготовка домашнего задания

Работа на компьютере

Просмотр телевизора

Общение по телефону (звонки, СМС, ММС и т.д.)

7. Как Вы обычно проводите свое свободное время?

а) смотрю телевизор (38%) д) играю в компьютерные игры (44%)

б) общаюсь с друзьями (56%) е) занимаюсь спортом (24%)

в) гуляю на улице (64%) ж) другое (укажите)_____________________

г) читаю книги (17%)

8. Сколько времени в день Вы проводите на свежем воздухе?

а) менее 1 часа (20%) б) 1-2 часа (24%) в) более 2 часов (33%) г) все свободное время 1 8%

9. Умеете ли Вы плавать, кататься на коньках, лыжах, роликах, скейтборде, велосипеде (подчеркните или укажите свой вариант)? ___________________________________.

10. Занимаетесь ли Вы в спортивной секции? Если да, то укажите, каким видом спорта?

ДА - 33% НЕТ - 67%

11. Что Вы можете сказать о своем питании?

а) ем полезную пищу и соблюдаю режим питания (22%)

б) питаюсь правильно, но только под контролем родителей (12%)

в) ем только то, что считаю наиболее вкусным и не слежу за временем (44%)

г) иногда забываю поесть в течение дня или ем 1 раз в день (26%)

12. Как часто Вы едите фрукты?

а) каждый день (46%) в) несколько раз в месяц (9%)

б) несколько раз в неделю (38%) г) реже, чем раз в месяц (6%)

13. Регулярно ли Вы употребляете кисломолочные и молочные продукты?

а) почти ежедневно (46%) в) несколько раз в месяц (12%)

б) несколько раз в неделю (34%) г) практически не ем (8%)

14. Из чего обычно состоит Ваш завтрак?

а) чай, кофе и бутерброд (65%) в) обычно не завтракаю (20%)

б) каша, творог, яйца (15%) г) другое (укажите)_________________________

15. Вы когда-нибудь курили сигареты или папиросы?

а) нет, никогда (45%) в) да, иногда балуюсь (14%)

б) да, пробовал(а) один раз (30%) г) да, курю постоянно (11%)

16. Вы когда-нибудь пробовали алкогольные напитки (пиво, шампанское, вино, настойка, водка, коньяк)?

а) нет, никогда (30%) в) пью иногда (32%)

б) пробовал(а) один раз (35%) г) употребляю алкоголь регулярно (3%)

17. Пробовали ли Вы когда-нибудь какие-либо одурманивающие вещества или наркотики?

а) да (6%) б) нет (94%) в) не знаю

18. Часто ли Вы занимаетесь физическим трудом?

а) ежедневно (35%)

б) несколько раз в неделю (45%)

в) практически не занимаюсь (очень редко) (20%)

19. Во время каникул Вы обычно

а) никуда не уезжаете из своего населенного пункта (28%)

б) отдыхаете в лагерях или санаториях (25%)

в) отдыхаете на даче или у родственников в сельской местности (47%)

20. Хотели бы Вы переехать на постоянное место жительства в сельскую местность?

ДА – 27% НЕТ – 73%

21. Как Вы считаете, почему важно быть здоровым?

а) чтобы быть сильным 30% д) чтобы радовать родителей 22%

б) чтобы хорошо учиться 26% е) чтобы быть красивым(ой ) 23%

в) чтобы долго жить 48% ж) когда здоров, интереснее жить 34%

г) чтобы в будущем иметь здоровых детей 42%

Информация о заболеваемости учащихся ООШ № 57

Ленинского района г.Саратова.

1. Количество детей, стоящих на диспансерном учете у специалистов

(хронические заболевания).

Данные взяты из медицинских карт учащихся.

100% ==163 чел.

1.ЛОР - 20 чел. (13%)

2. Органы дыхания (астма, астматический бронхит) 6 чел. (4%)

3. Невропатолог - 30 чел. (18%)

4. ЖКТ (хронический гастрит, панкреатит) - 16 чел. (10%)

5. Эндокринолог (нарушение обмена веществ, в том числе и ожирение 1 и 2 степени) - 18 чел. (11%)

6. Окулист - 45 чел. (28%)

7. Нефролог (заболевания почек) - 6 чел. (4%)

8. Кардиолог - 20 чел. (12%)

9. Ортопед. (нарушение осанки, плоскостопие) - 80 чел. (49%)

2 . Доля часто болеющих детей по школе (по информации КПМО) - (7-8%)

3 . Заболевания в днях на одного учащегося (по КПМО) - 3-4 дня на чел. в год.

4 . В 2008 – 2009 уч. году пропуски уроков по болезни - 121 чел (78%)

ИЗ них – 23% пропуски по болезни 2 раза и более.

(Информация из классных журналов на основании регистрации классными руководителями медицинских справок)

Результаты анкетирования учащихся МОУ «СОШ с.Новополеводино»

Балаковского района Саратовской области.

АНКЕТА Образ жизни городских и сельских школьников и его влияние на здоровье.

Всего опрошено 37 человек.

1. Укажите Ваш пол? 2. Сколько Вам полных лет?

а) мужской 22 чел. 60%

б ) женский 15 чел 40 % 11 -16 лет.

2. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?

а) очень хорошее 64% в) удовлетворительное 11%

б) хорошее 22% г) плохое 3%

3. Как Вы думаете, кто из нижеперечисленных лиц должен больше всего заботиться о Вашем здоровье? а) врачи, б) учителя в) родители 35% г) я сам(а) 59%

4. Какие из нижеперечисленных проблем со здоровьем Вы испытывали чаще всего?

а) простудные заболевания 62% г) проблемы с осанкой 35%

б) проблемы со зрением 11% д) боли в животе 11%

в) головные боли 19% е) другое (укажите) ____ 14%________________.

5. Часто ли в течение года Вы пропускаете занятия в школе по состоянию здоровья?

а) не пропускаю занятия по болезни 5% в) 3-5 раз в год 19%

б) 1-2 раза в год 35% г) более 5 раз в год

6. Какое количество времени в день Вы тратите на следующие занятия?

(укажите ответ по каждой строке)

Вид

не занимаюсь этим совсем

менее 1 часа

от 1 до 2 часов

от 3 до 4 часов

более 4 часов

Подготовка домашнего задания

Работа на компьютере

Просмотр телевизора

Общение по телефону (звонки, СМС, ММС и т.д.)

7. Как Вы обычно проводите свое свободное время?

а) смотрю телевизор д) играю в компьютерные игры

б) общаюсь с друзьями е) занимаюсь спортом

в) гуляю на улице ж) другое (укажите)_____________________

г) читаю книги

8. Сколько времени в день Вы проводите на свежем воздухе?

а) менее 1 часа б) 1-2 часа в) более 2 часов г) все свободное время

Положение о научно-практической конференции

Положение

о муниципальной научно-практической конференции школьников

«Мы - будущее 21 века»

1. Общие положения

1.1. Городская научно-практическая конференция (далее - Конференция) имеет статус муниципальной. Количество участников Конференции - не менее ста, количество секций - не менее восьми, процент участников из образовательного учреждения, на базе которого проходит конференция, не более 20% от общего числа участников. О проведении и по итогам работы научно-практичексих конференций издается приказ.

1.2. Конференция проводится для всех видов школ г. Саратова и является одним из направлений работы с одаренными детьми комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов». Координатором работы Конференции является общеобразовательное учреждение, в котором проводится Конференция.

1.3. Конференция представляет собой обмен мнениями, идеями; выявление интеллектуальных и творческих способностей школьников, формирование у обучающихся интереса к научно-исследовательской работе, навыков публичного выступления, умения защищать свои научные интересы и решать практические задачи.

1.4. Конференция проводится по одному из направлений: естественно-математическому (физика, алгебра, геометрия, математика, информатика и ИКТ, органическая химия, неорганическая химия, общая химия, физическая география, экономическая география, география России, окружающий мир, экология человека, экология растений, экология животных, общая биология, биология растений, биология животных, биология человека); социально-гуманитарному (русский язык, русская литература 18 века, русская литература 19 века, русская литература 20 века, современная литература, зарубежная литература, краеведение экономика, прикладная экономика, иностранные языки: лингвистика и языкознание, страноведение, социология, политология, право, философия, религия, теология, отечественная история, история зарубежных стран, психология); художественно-эстетическому (МХК, изобразительное искусство, музыка, история театра (несценическое действо), культурология, школьные музеи).

2. Цели и задачи Конференции

Целью Конференции является создание условий для развития у школьников креативности, самостоятельности мышления, навыков, владения предметом исследования, расширения кругозора.

Конференция имеет следующие задачи:

Выявление и поддержка одаренных и способных детей, стимулирование их к творчеству и экспериментальной работе,

Привлечение школьников к исследовательской деятельности,

Пропаганда лучших достижений школьников,

Совершенствование психологического и педагогического сопровождения одаренных и способных детей,

Привлечение к работе с обучающимися ученых научных учреждений, вузов.

3.Участники Конференции

3.1. В конференции могут принимать участие обучающиеся всех видов школ г.Саратова, готовые представить свои творческие проекты и исследовательские работы.

3.2. В качестве слушателей на Конференции могут присутствовать научные руководители и родители.

4.Руководство Конференцией

4.1. Общее руководство Конференцией осуществляет организационный комитет, в состав которого входят методисты муниципального учреждения «Городской методический центр», заместители директоров по учебно-воспитательной и научно-методической работе, учителя.

4.2. Оргкомитет утверждается приказом председателя комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» и координирует работу по подготовке и проведению Конференции.

4.3. В состав жюри входят преподаватели вузов г. Саратова, методисты, руководители предметных методических объединений. В составе жюри каждой секции принимает участие один учитель-предметник. Общее количество учителей из общеобразовательного учреждения, на базе которого проводится Конференция, не должно превышать 2-3 человек.

4.4. Общеобразовательное учреждение, на базе которого проходит Конференция, формирует состав членов жюри, экспертной группы по рецензированию работ, составляет программу, собирает заявки на участие в конференции, оформляет протоколы.

4.5. В состав жюри не могут входить учителя, ученики которых участвуют в научно-практической конференции.

5. Технология проведения Конференции

5.1. Работа Конференции ведется по секциям и предусматривает публичные выступления участников по результатам собственной исследовательской деятельности, дискуссии.

5.2. Название секций может варьироваться оргкомитетом в зависимости от числа и направлений заявленных работ. Количество работ в каждой секции должно быть не менее 5, не более 10. Призерами считаются участники, набравшие наибольшее количество баллов.

5.3. Регламент выступления участников предусматривает публичную защиту работы (продолжительностью до 7 мин.) и дискуссию (продолжительностью до 3 мин). Участник имеет право выступить с работой по данной теме только на одной конференции.

5.4. Возраст участников конференции - 6-9-е классы,

5.6. Школьный координатор конференции - зам. директора по УВР Моисейкина Ольга Вячеславовна,

5.7. Секции: физика, математика, информатика и ИКТ, химия, география, экология, биология, окружающий мир.

6. Критерии отбора и требования к работе

6.1. На Конференцию принимаются работы следующих видов: проблемно-реферативные, проблемно-поисковые, проблемно-исследовательские.

6.2. Критерии оценки представленных работ:

Актуальность темы - 1-3 балла,

Соответствие содержания заявленной теме - 1-5 баллов,

Степень самостоятельности в проведении исследования - 1-5 баллов,

Анализ и систематизация информационных источников - 0-2 балла,

Практическая значимость работы - 1-5 балла,

Грамотность и логика представления работы - 1-5 баллов,

Умение поддержать дискуссию - 1-5 баллов.

6.3. Работы участников Конференции оцениваются в соответствии с критериями путем вычисления среднего балла по всем критериям. Работы получившие отрицательную рецензию, к участию в Конференции не допускаются.

6.4. Работа должна быть выполнена самостоятельно, соответствовать оформительским требованиям:

Титульный лист (с указанием темы и исходными данными автора и научного руководителя),

Введение (обоснование темы, цели и задачи исследования),

Основная часть,

Заключение с результатами выводами,

Список используемой литературы,

Приложение.

6.5. Необходимо четко обозначить теоретическую и практическую части, а также собственные достижения авторов, области использования результатов.

6.6. Объем работы составляет не более 10 страниц, формат А4 печатного листа (интервал 1,5; шрифт 14) без учета иллюстраций и приложений.

7. Сроки подачи заявки и работ

7.1. Заявки по форме (Приложение 2) и работы для рецензирования должны быть представлены в организационный комитет не позднее одного месяца до начала работы Конференции. После этого срока заявки и работы не принимаются. В заявке нужно указать технику, необходимую для представления работы.

7.2. Работы участников Конференции рецензируются, но не возвращаются.

7.3.Результаты рецензирования работ вывешиваются на сайте учреждения, где проходит Конференция, за три дня до начала Конференции.

8. Подведение итогов

8.1. По окончанию работы проводятся заседания членов жюри предметных секций, на которых выносятся решения о призерах. Все решения членов жюри протоколируются и являются окончательными.

8.2. Всем участникам Конференции выдается сертификат участника. Участники Конференции, представившие лучшие работы, награждаются дипломами 1,2,3 степени (1 место - 1 диплом, 2 место - 2 диплома, 3 место - 3 диплома).

8.3. Возможные финансовые расходы во время подготовки и проведения Конференции производятся за счет благотворительных пожертвований.

Приложение 1

Городской образ жизни

Исторически сложившаяся социолькультурная подсистема механизма городского устройства, основная функция которой состоит в организации процесса жизнедеятельности социальных субъектов в условиях специфической социопространственной реальности города. Наряду с индивидами, субъектами Г.О.Ж. выступают демографические, образовательные, профессиональные группы и т. Д.

К первым показателям относится уровень жизни, характеризующий степень удовлетворения различных потребностей индивида, как правило, выраженных в их количественном измерении (например в денежных единицах).

По данным официальной медицинской статистики, за последние 5 лет заболеваемость детей по стране увеличилась в среднем на 12%, у подростков – на 35%.

Частота онкологических заболеваний увеличилась на 14%.

Болезни эндокринной системы – на 29,8%.

Болезни крови – на 36.7%.

Астма – на 43%.

Болезни органов пищеварения – на 22, 65.

Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад в росте, окружности грудной клетки, силовых возможностях (динамометрии).

Заключение

Городской и сельский образ жизни конечно имеет отличия.

Подростковый возраст – один из критических этапов в жизни человека, характеризующийся становлением в психологическом и социальном плане и преимущественным завершением процесса развития организма. Как отмечает ВОЗ, ухудшение условий жизни и снижение стабильности в обществе способствует росту заболеваемости и ухудшению состояния здоровья, прежде всего в такой социальной группе, как подростки. Многочисленными исследованиями показано, что возникновение и развитие патологических процессов в организме – результат сложной конвергенции биологических, социальных факторов и факторов окружающей среды. Последнее нередко определяют возникновение и течение многих заболеваний , общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.

Образ жизни людей можно разделить по степени активности. Если выделить два основных типа, то ими будут являться активный и пассивный . Можно выделить и еще один тип промежуточный. Активный – люди, которые достаточно подвижны и на работе и дома. Такие люди активно участвуют в жизни рабочего коллектива, часто являются массовиками затейниками, также и дома они выбирают активный отдых. Приверженцы такого образа жизни посещаю различные спортивные учреждения (фитнес клубы, тренажерные залы, командные игры), после работы проводят время с друзьями, ходят в кино и другие развлекательные учреждения. Приверженцы пассивного образа жизни спокойны и размеренны во всем. Многие не проявляют внимания к жизни коллектива, в котором работают. Свободное время проводят в основном с семьей, занимаясь домашними делами. Конечно, они тоже выбираются в кино и встречаются с друзьями, но это бывает достаточно редко и в большинстве случаев не по их инициативе, а например жены или мужа, возможно друзей или коллег. Можно выделить и средний вид образа жизни. Это люди, которые ведут спокойный образ жизни. Они умеренно активны на работе и дома. Такие люди посещают развлекательные учреждения, когда надоедает размеренный образ жизни. Зачастую ведут себя как активные на работе, но очень спокойные дома и в свободное от работы время. Или наоборот, очень пассивные на работе и очень активно отдыхающие после нее.

© Издательство «Книжный Дом», 2003

Зима в силу обледенения дорожных покрытий и образования сосулек на карнизах - время повышенного травматизма горожан. Перемещения с холодного воздуха в обогреваемые помещения и обратно - общая для россиян проблема. Результатом является повышенная простужаемость, хотя летальные исходы болезней легких в городах существенно реже - сказывается уровень квалифицированной медпомощи.

www.sci.aha.ru/ATL/ra36a.htm Web-Атлас: "Окружающая среда и здоровье населения России".

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: